Как проводится бухгалтерский учет в казенных учреждениях


Какими проводками отразить расчеты головного учреждения с филиалом по налогу на прибыль и НДС?

Вопрос аудитору

Филиалы бюджетного учреждения выделены на отдельный баланс. На филиалы не возложена обязанность по уплате налога на прибыль в бюджеты субъектов РФ, в которых эти филиалы расположены. Филиалы перечисляют денежные средства головному учреждению для уплаты за них сумм НДС и налога на прибыль. Какими проводками отразить расчеты головного учреждения с филиалами по налогу на прибыль и НДС?

Организация вправе реализовывать и приобретать товары (работы, услуги) через обособленные подразделения. При этом плательщиком НДС признается сама организация (п. 1 ст. 143 НК РФ). Обособленные подразделения только исполняют обязанности по выставлению и получению счетов-фактур.

В соответствии с п. 1 ст. 288 НК РФ налогоплательщики – российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисляют и уплачивают в федеральный бюджет суммы авансовых платежей, а также суммы налога на прибыль по итогам налогового периода по месту своего нахождения без распределения сумм по обособленным подразделениям.

Особенностей для бюджетных учреждений в части уплаты НДС и налога на прибыль не установлено (письмо Минфина России от 01.02.2016 № 03-07-11/4411).

Операции в учете бюджетного учреждения отражаются в соответствии с положениями инструкций:

  • инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н);
  • инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н).

Для учета расчетов между головным учреждением и его обособленными структурными подразделениями (филиалами) применяется счет 304 04 “Внутриведомственные расчеты” (п. 276 Инструкции № 157н).

Согласно пп. 13.1, 14.1 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н), пп. 62.4.1, 62.5.1 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н (далее – Порядок № 85н), поступления (выплаты) в рамках внутренних расчетов (от головного учреждения, обособленного подразделения, филиала) отражаются с применением:

  • статей 510 “Поступление денежных средств и их эквивалентов”, 610 “Выбытие денежных средств и их эквивалентов” аналитических групп вида источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • статей 510 “Поступление денежных средств и их эквивалентов”, 610 “Выбытие денежных средств и их эквивалентов” КОСГУ.

В соответствии с п. 44 инструкции, утв. приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н (далее – Инструкция № 33н), расчеты по перечислениям денежных средств между головным учреждением и его обособленным подразделением в целях уплаты НДС отражаются с применением счетов:

  • 0 304 04 510 “Внутриведомственные расчеты по изменению (увеличению) остатков денежных средств” – в части операций по поступлениям денежных средств;
  • 0 304 04 610 “Внутриведомственные расчеты по изменению (уменьшению) остатков денежных средств” – в части операций по выбытиям денежных средств.

Операции налогоплательщиков – бюджетных учреждений по уплате НДС по доходам от продаж, выполненных работ, оказанных услуг отражаются по статье 180 “Прочие доходы” аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатье 189 “Иные доходы” КОСГУ. Начисление НДС отражается по подстатьям КОСГУ, по которым учитываются доходы текущего финансового периода. В части начисления и уплаты налога на прибыль применяются статья 180 “Прочие доходы” КДБ и подстатья 189 “Иные доходы” КОСГУ (п. 9 Порядка № 209н, п. 12.1.7 Порядка № 85н).

К счетам 0 201 00 000 “Денежные средства учреждения” открываются забалансовые счета 17 и 18 для аналитического учета поступлений (выплат) денежных средств (пп. 365, 367 Инструкции № 157н).

Таким образом, расчеты по суммам налога на прибыль в учете головного учреждения отражаются записями:

Расчеты по суммам НДС в учете головного учреждения отражаются записями:

Состав бюджетного плана счетов

Бухгалтеры бюджетных учреждений должны руководствоваться Планом счетов и Инструкцией по его применению, которые утверждены Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. No174н (с изменениями и дополнениями от 31.12.2015). В составе бюджетного плана счетов примерно 2000 счетов. Но, в сущности, большая их часть — это субсчета. Конечно же, бухгалтеры не пользуются всеми счетами, а, равно как и в коммерческих структурах, разрабатывают рабочий план счетов.
Собственно, те счета, которые наиболее активно используются в деятельности бюджетников, входят в следующие разделы, их всего пять:
1. Нефинансовые активы.
Сюда включаются основные средства и нематериальные активы, а также все связанные с ними операции, например амортизация. Также в этот раздел входят материальные запасы, готовая продукция и капвложения.

2. Финансовые активы.

Название говорит само за себя и охватывает денежные средства и финансовые вложения учреждения, такие как ценные бумаги, депозиты, акции. Помимо этого к финансовым активам относят также все виды дебиторской задолженности, включая расчеты с дебиторами по доходам, расчеты с подотчетными лицами и т.п.

3. Обязательства.

Раздел схож с понятием обязательств в коммерческой сфере и подразумевает любые формы кредиторской задолженности, такие как расчеты с поставщиками и подрядчиками, расчеты по налогам и сборам, расчеты по долговым обязательствам…

4. Финансовый результат.

В разделе помещается информация о финансовых итогах не только за текущий год, но и за предшествующие годы деятельности учреждений. Также в нем указываются сведения о кассовом исполнении бюджета и о доходах будущих периодов.

5. Санкционирование расходов бюджетов.

Пожалуй, самый кардинально отличающийся от коммерции раздел. На входящих в него счетах идет учет бюджетных ассигнований и лимитов по бюджетным обязательствам.

Аналогично общему плану счетов, бюджетный содержит забалансовые счета, отражающие ценности, временно находящихся в учреждении и не принадлежащие ему.

Доходы и расходы будущих периодов: порядок признания и учета

* В соответствии с Письмом Минфина РФ от 15.07.2016 № 02‑06‑10/41837 в период от момента передачи имущества согласно договору купли-продажи до прекращения права собственности (права оперативного управления) в отношении такого имущества информацию о переданных объектах следует отражать на забалансовом счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование».

Согласно трудовому законодательству работодатель вправе предоставить отпуск «авансом», то есть до отработки работником соответствующего периода, за который предоставляется отпуск. В этом случае затраты учреждения по оплате отпуска следует учитывать в качестве расходов будущих периодов (Письмо Минфина РФ от 05.06.2017 № 02‑06‑10/34914).

Учет материалов

Материалы могут поступить в казенную структуру на основании договора купли-продажи, дарения. Рассмотрим порядок установления стоимости материалов:

  • При поставке в стоимость будут включены затраты на саму поставку, страховку, пошлину, услуги посреднических компаний.
  • Стоимостью изготовления является себестоимостью. Она включает в себя траты на производство.
  • Если материалы поступили по соглашению о дарении, в стоимость будет входить рыночная цена, стоимость поставки, траты на доведение изделия до нужного состояния.
  • Если произошло централизованное поступление материалов, стоимость определяется на основании сумм, прописанных в сопроводительной документации.

Рыночную цену можно узнать путем установления рыночной стоимости аналогичных материалов.

Типовые проводки по бюджетному учету (примеры)

Инструкция № 162н содержит информацию о различных хозяйственных операциях и проводках, которыми эти операции можно оформить. Кроме того, законодатель разработал отдельную таблицу с возможными корреспонденциями счетов, содержащуюся в приложении № 1 к инструкции № 162н. Если необходимой операции в таблице нет, то возможно самостоятельное определение проводки согласно требованиям приказа № 162н. В 2021 году бюджетный план счетов применяется в редакции приказа Минфина от 31.03.2018 № 65н.

18 разряд предназначен для уточнения вида финансового обеспечения. Для бюджетного учета, согласно п. 2 приказа № 162н, на этом месте может стоять только значение 1 (за счет бюджета) или 3 (за счет средств во временном распоряжении). Остальные разряды шифруют непосредственно информацию, связанную с объектом учета, и указаны в плане счетов.

Бухгалтерские проводки по заработной плате: примеры для НКО

Примечание
Начислена заработная плата, проводка для руководящего персонала Зарплата начисляется в полном объеме, независимо от суммы перечисленного аванса
Начислена ЗП работникам основного производства, проводка
НДФЛ: удержание из заработной платы, проводки
С расчетного счета выплачена заработная плата, проводка для аванса аналогичная
Выплачена из кассы заработная плата, проводка подойдет для отражения аванса
Страховые взносы 20 (по основному производству)

26 (по руководящему составу)

69/3 (ФФОМС)

Изменения в План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкцию по его применению, вносимые (далее – Приказ № 227н) давно ожидаемы. Новации обусловлены необходимостью приведения Плана счетов и Инструкции, утв. (далее – Инструкция № 174н), в соответствие с Единым планом счетов и положениями Инструкции по его применению, утв. (далее – Инструкция № 157н), новыми положениями бюджетного законодательства в части структуры бюджетной классификации, изменениями в порядке формирования бухгалтерской отчетности.

Нововведения должны применяться в целях формирования учетной политики 2021 года и показателей учета на 1 января 2021 года (за исключением требований по формированию 1-4 разрядов номера счета).

Одно из значимых изменений – из удалены почти все упоминания о порядке применения первичных учетных документов в целях отражения в учете хозяйственных операций.

Как вести бухгалтерский учет в казенном учреждении в 2021 году

Учитывая данные изменения, КУ пришлось скорректировать локальные документы, регламентирующие способы и методы ведения БУ, то есть обновить учетную политику. Утвердить данные изменения нужно было еще в декабре 2021 года. Проверить учетную политику на 2021 год для казенных учреждений, новшества — все ли изменения учтены в главном документе, можно в статье «Учетная политика: как составлять по новым требованиям».

  • утвердили новые требования к учетной политике,
  • утвердили отчет о движении денежных средств,
  • утвердили порядок определения событий после отчетной даты,
  • охарактеризовали объект учета — доходы,
  • обозначили влияние изменения курсов иностранных валют.

Нюансы учета в казенном субъекте

Приведем нюансы учета в рассматриваемой структуре:

  • Учредитель участвует в управлении финансами.
  • Счета открываются в казначействе.
  • Финансирование осуществляется в пределах сметы.
  • Доходы от работы направляются в бюджет.
  • Учреждение не имеет прав собственности на имущество.
  • Операции с ценными бумагами не проводятся.
  • Структура не имеет прав на использование УСН.

Вопрос: Как отразить в учете организации — плательщика ЕСХН расчеты с казенным учреждением по аренде земельного участка, находящегося в федеральной собственности? Согласно договору аренды: — арендная плата в сумме 90 000 руб. уплачивается до 15-го числа месяца, следующего за расчетным; — стоимость арендуемого земельного участка равна 3 000 000 руб. Земельный участок используется организацией для выращивания сельскохозяйственных культур. Договор аренды заключен на срок менее года. Посмотреть ответ

Также существенными являются следующие особенности:

  • Данные об активах фиксируются за балансом. Двойная запись не применяется.
  • Учреждение использует только ОСНО.

Налоги не начисляются только на доход от основной деятельности.

ВАЖНО! Субъекту нужно направлять декларацию. Однако допускается предоставление документа в сжатом виде. Указывается минимальная информация.

Примеры проводок в бюджетном учете

Бухгалтерские проводки в бюджетном учете должны отразить все экономические операции в учреждении. Не будем повторять основные принципы, которыми руководствуются работники финансовых отделов, но напомним один, характерный для бюджетников момент. В одной проводке не должны присутствовать счета с различными источниками финансирования или различными КБК одного типа. К примеру не может быть проводки, в дебите которой счет с одной классификацией расходов, а в кредите — с другой. Также нельзя смешивать бюджетный источник финансирования с приносящей доход деятельностью. В указанных случаях счета принадлежат к различным сметам, что неприемлемо в бюджетном учете. В дальнейших примерах проводок будем использовать счета без первых восемнадцати символов, только синтетический, аналитические счета и КОСГУ. Ниже приведем основные примеры проводок в бюджетном учете, которые дадут представления о нем.

Учет материалов в казенных учреждениях

Материалы поступают в казенные учреждения централизовано, при самостоятельной закупке или создании, по договорам дарения. Первоначальная стоимость постановки на учет зависит от варианта поступления.

Вариант поступленияПорядок определения стоимости ТМЦ
ПоставкаВ стоимость ТМЦ включаются сумма поставки, страхования, пошлины, посреднические услуги
ИзготовлениеПо себестоимости, в состав включаются расходы по изготовлению
Поступление по договору даренияПо рыночной стоимости материалов, увеличенной на сумму поставки, расходов на доведение до потребительских характеристик
ЦентрализованноПо суммам, указанным в сопроводительных документах

Определение рыночной стоимости материалов осуществляется путем сравнения с ценой на аналогичные товары, материалы. Списание материалов производится по стоимости единице или средней цене. Запасы регулярно подвергаются инвентаризации для устранения расхождений в документальном и фактическом учете.

Списание основных средств в бюджетных организациях

Основные средства списываются с баланса бюджетного предприятия по причине:

  • прихода в негодность из-за физического либо морального износа, стихийных бедствий, аварий и пр.;
  • передачи ОС другим организациям;
  • хищений и недостач;
  • реализации на сторону.
Счет ДтСчет КтОписание проводкиСумма проводкиДокумент-основание
110434410110134410Списание начисленной амортизации75000,00Акт о списании по ф. № ОС-4, бухгалтерская справка-расчет
140110172110134410Списание остаточной стоимости оборудования5000,00
110536340140110172Оприходование запчастей3000,00Приходная накладная

Учет операций с имуществом и основными средствами учреждения

Имущество казенных учреждений в оперативное ведение поступает от учредителя. Собственник несет ответственность по содержанию имущества.

ОперацияОснование
Принятие имущества на забалансовый учетРешение комиссии организации и наличие передаточного акта
Право оперативного управления имуществомВозникает с момента передачи имущества, недвижимого – с даты государственной регистрации
Денежная оценка имуществаОтражается по стоимости, указанной передающей стороной в акте
Счет учета для отражения информацииУчет производится на забалансовом счете «Имущество, полученное в пользование»
Изменение стоимостиОсуществляется после проведения модернизации

Учреждения приобретают имущество за счет бюджетных средств.

Пример покупки оборудования

Учреждение для ведения уставной деятельности приобрело технику стоимостью 245 000 рублей. Стоимость транспортировки составила 6 800 рублей. В учете производятся записи:

  • Отражено поступление техники: Дт 1 10631 310 Кт 1 30231 703 на сумму 245 000 рублей;
  • Учтены затраты на доставку техники: Дт 1 10631 310 Кт 1 30222 730 на сумму 6 800 рублей;
  • Отражен ввод техники в эксплуатацию: Дт 1 10134 310 Кт 1 10631 410 на сумму 251 800 рублей.

С месяца, следующего за постановкой на учет, осуществляется начисление амортизации. Срок использования определяется в соответствии с общероссийским Классификатором. В учете применяется линейный способ. В налоговом учете суммы амортизации не учитываются.

Начисление по заработной плате бухгалтерская проводка инструкция 162 н в казенных учреждениях

  • в случае превышения возврата доходов прошлых лет над суммой поступлений доходов отчетного финансового года (с учетом их возвратов), отражаемых по счету 17, соответствующие показатели по коду строки 171 показываются со знаком «минус»;
  • в случае превышения возврата расходов текущего года, произведенных в кассу, над суммой выплат расходов в отчетном финансовом году, отражаемых по счету 18, соответствующие показатели по коду строки 181 показываются со знаком «минус».

Кроме того, Справка в составе Баланса дополнена строками для отражения данных по забалансовым счетам 40, 42 (строки 300, 310). Уточнено, что Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) составляется при реорганизации получателей бюджетных средств, упразднении государственного органа, органа местного самоуправления (п. 23 Инструкции № 191н). Инструкции 162н был дополнен корреспонденцией счетов по отражению операций:

Tags: баланс, бухгалтер, , кредит, налог, приказ, расход

Учет доходов и расходов в казенных учреждениях

Финансирование казенных учреждений осуществляется на основании сметы. Распорядители бюджетов доводят до учреждений лимиты по каждой статье расходов, в пределах которых осуществляются затраты. Величина доходной и расходной части смены равна в пределах календарного года. Остаток неиспользованных средств подлежит возврату в бюджет.

Учреждения имеют дополнительные доходы от ведения деятельности, зачисляемые в бюджет в качестве неналоговых поступлений. Право ведения внебюджетной деятельности предоставляется распорядителем с закреплением в учредительных документах. Организации обязаны вести раздельный учет целевых и коммерческих поступлений и затрат. По дополнительно полученным суммам утверждается отдельная смета с распределением расходов постатейно. Утверждение сметы осуществляет распорядитель бюджета.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: