Урок 1. Что такое бухгалтерский учет простыми словами — кратко о бухучете для начинающих

Любое предприятие обязано вести бухгалтерский учет. Ответственность за ведение учета возлагается на главного бухгалтера компании. Что такое бухгалтерский учет, зачем он нужен и кто имеет право не вести бухучет, расскажем в данной статье.

Любое предприятие обязано вести бухгалтерский учет. Ответственность за ведение учета возлагается на главного бухгалтера компании. Что такое бухгалтерский учет, зачем он нужен и кто имеет право не вести бухучет, расскажем в данной статье.

Бухгалтерский учет — это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Любая операция должна быть отражена в учете. Покупка карандаша, выдача зарплаты, начисление амортизации или получение займа — всё это виды хозяйственных операций, которые должны быть обязательно зафиксированы и отражены должным образом.

Каждая операция должна быть оформлена документально. Документы могут быть различными: договоры, накладные, карточки учета, расходные ордера и т.д.

Один из главных принципов ведения бухучета — отражение всех операций с помощью специальных счетов. Каждая операция должна быть отражена по дебету и кредиту соответствующих счетов учета.

Бухгалтерский учет ведется в соответствии с положениями Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Закон раскрывает требования к ведению учета, описывает принципы ведения, содержит перечень лиц, обязанных вести бухучет, и т.п.

Чаще всего бухучет ведется в специальных программах. Программа для бухгалтерского учета подбирается в зависимости от потребностей фирмы, ее оборотов и вида деятельности. Можно вести бухучет онлайн с помощью веб-сервисов. Автоматизация бухгалтерского учета значительно упрощает работу бухгалтера.

Цели и задачи

Конечная цель ведения бухгалтерского учета — формирование достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении, затратах и выручке, задолженности перед контрагентами и т.п.

Вся эта информация фиксируется в регистрах бухгалтерского учета и в ежегодной отчетности.

Отчетность предназначена как для внешнего пользования, так и для внутреннего. Внутри компании данные отчетности анализируют директор, учредители, аудиторы.

За пределами фирмы отчетностью могут воспользоваться:

  • банки для вынесения решения по выдаче кредита;
  • инвесторы для оценки целесообразности вложений;
  • контролирующие органы.

Стоимость услуг

Цена на бухгалтерские услуги для юридических лиц зависит от системы налогообложения, регистрационной формы, особенностей и масштабов деятельности предприятия. Поэтому точная стоимость рассчитывается индивидуально.

Мы учитываем объемы документооборота компании и количество операций, а также множество других факторов: количество сотрудников, в каком состоянии находится учет в данное время и т.д.

Стоимость ежемесячного обслуживания от — 4900 рублей.

Заказать полный комплекс бухгалтерских услуг для своего юридического лица вы можете в . Заполните простую форму ниже, и наши специалисты рассчитают для вас точную стоимость, либо задайте любые интересующие вопросы нашим консультантам.

Кто должен вести бухучет

Бухгалтерский учет должны вести постоянно все компании, за исключением представительств (филиалов) иностранных организаций. Также от бухучета освобождены ИП.

Для некоторых категорий лиц есть возможность вести учет по упрощенной схеме. Всего существует три категории лиц, которым разрешена упрощенная система бухгалтерского учета:

  • малый бизнес;
  • некоммерческие организации;
  • организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов.

Организовать ведение бухучета обязан руководитель компании. Он может возложить обязанность вести бухучет на главного бухгалтера или аутсорсинговую компанию. На малых предприятиях нередко обязанности главбуха выполняет непосредственно директор.

Перечень бухгалтерских услуг для юридических лиц

То, какие услуги будут входить в обслуживание вашего юридического лица зависит от его потребностей и особенностей деятельности.

Возможна и такая ситуация, когда у вас уже есть бухгалтер в штате, и раньше он справлялся со всем, а теперь масштабы бизнеса увеличились, и он перестал успевать. В таком случае делегировать аутсорсинговой компании можно только часть задач.

Со своей стороны, мы готовы взять на себя всё, что касается бухгалтерии в вашей компании, но точный перечень согласовывается индивидуально.

Основные бухгалтерские услуги юридическим лицам:

  • постановка бухгалтерского учета в организации с нуля;
  • внесение первичной документации в базу 1С;
  • работа с кассовыми, бухгалтерскими документами;
  • ведение кадрового учета, оформление сотрудников;
  • расчет и начисление заработной платы сотрудниками;
  • подготовка и своевременная сдача всей необходимой отчетности;
  • сопровождение налоговых проверок;
  • любые другие бухуслуги, которые могут понадобится юрлицу.

Дополнительные услуги, которые могут вас заинтересовать:

  • Восстановление учета, если от прежнего бухгалтера остались только проблемы или учет какое-то время не велся;
  • Регистрация ООО под ключ, если юридическое лицо еще не зарегистрировано;
  • Оптимизация системы налогообложения законными методами — путем смены налогового режима или использования доступных льгот;
  • Ликвидация ООО — иногда бухгалтерские услуги нужны юридическому лицу, которое решило законным путем прекратить свою деятельность.

Принципы бухучета

Бухгалтер должен соблюдать определенные принципы при ведении учета.

Выделим основные из них:

  1. Двойная запись. Здесь речь идет о проводках. Любая операция должна найти отражение и по дебету, и по кредиту счетов. Например, выдача денег в подотчет находит отражение на двух счетах: 50 (Кредит) и 71 (Дебет).
  2. Объективность и достоверность. Все операции должны быть отражены в учете. На каждую операцию должен быть свой комплект документов, подтверждающий их реальность.
  3. Своевременность отражения всех операций. Операции нужно отражать в учете в момент их совершения.
  4. Ведение учета в соответствии с учетной политикой компании. В данном документе отражаются способы ведения бухгалтерского учета.

Итоги

Первичный бухучет в компании подразумевает корректное документальное оформление имевших место хозяйственных событий при помощи первичных документов. Первичные документы у каждой компании, в зависимости от специфики осуществляемой деятельности, могут быть разные.

Единых общеобязательных шаблонов для первички сегодня не существует. Вместе с тем любой первичный документ должен содержать обязательные реквизиты, поименованные в ст. 9 закона № 402-ФЗ.

Главному бухгалтеру необходимо выстроить рациональный график документооборота, в котором будет указано, кто в каждом подразделении ответственен за документальное оформление совершающихся хозяйственных событий.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Основные документы

Главный документ, который определяет порядок ведения учета, — учетная политика. Именно в ней прописываются все особенности бухгалтерского учета.

К учетной политике прилагается рабочий план счетов, который также необходим для ведения достоверного учета.

Все операции регистрируются в учете на основании первичных документов (накладные, акты, счета-фактуры и пр.).

На основании данных учета бухгалтер может формировать различные регистры, оборотно-сальдовые ведомости и т.п.

Преимущества бухгалтерских услуг юридическим лицам от «Налогофф»

Аутсорсинг бухгалтерских услуг для юридических лиц от имеет ряд неоспоримых преимуществ:

  • доступная стоимость. Стоимость наших услуг в несколько раз ниже, чем содержание бухгалтерского отдела в штате. Вы можете перестать переплачивать за бухгалтерию и направить освободившиеся средства в оборот или на продвижение и развитие бизнеса, как поступают сегодня лидеры рынка. Аутсорсинг уже приобретает масштабы тенденции;
  • опытные специалисты. В нашей команде работают только профессионалы, другие к нам просто не попадут. Нашей компании 16 лет, а совместный опыт сотрудников в разы больше. Мы обслужили уже более … юридических лиц, многие из которых стали нашими постоянными клиентами;
  • знаем свое дело. Работали с компаниями из разных сфер, включая коммерческий предприятия и некоммерческие организации. Знаем специфику их учета и особенности отчетности. Регулярно повышаем свою квалификацию, изучаем изменения в законодательстве;
  • гарантируем результат. В вашем учете точно не будут обнаружены неточности и ошибки, поэтому вам не придется нести связанные с этим репутационные и финансовые риски. А если всё таки ошибку найдут, что исключено — мы компенсируем все штрафы и пени за свой счет. Ответственность закреплена в договоре и застрахована;
  • защитим ваш бизнес. Поможем успешно пройти налоговые, аудиторские проверки. Отстоим интересы вашего бизнеса. Оперативно предоставим все необходимые проверяющим документы. Составим возражения на акт налоговой проверки;
  • никаких пробелов в учете. Всегда предоставляем бухгалтера на замену, если ответственный специалист ушел в отпуск или на больничный. Бухгалтерией будет заниматься специалист, который на 100% опытен и осведомлен в ведении учета юрлиц вашей специфики деятельности.

Способы организации бухгалтерского учета

Статья 7 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предоставляет руководителю несколько вариантов ведения бухгалтерии:

  1. Вести бухгалтерский учет самому. Это допускается только для субъектов малого и среднего бизнеса, кроме некоторых «специфических» групп, перечисленных в п. 5 ст. 6 закона № 402-ФЗ.
  2. Принять на работу главного бухгалтера, поручив ему организацию учета. Интересно, что обязательные требования к «штатному» главному бухгалтеру (образование, стаж) закон предусматривает не для всех организаций. Они распространяются, в частности на ПАО, компании финансового сектора и т.п. А «обычное» ООО теоретически может принять на должность главного бухгалтера специалиста вообще без квалификации. Но так, конечно, делать не следует, иначе у компании может возникнуть масса проблем. Если бизнесмен решил отдать бухгалтерский учет на аутсорсинг, то все его проблемы заключаются в правильном выборе консалтинговой компании. При этом не следует ориентироваться только на минимальную цену. Желание бизнесменов сократить расходы вполне объяснимо, но в данном случае такая экономия может обойтись слишком дорого.
  3. Заключить договор со специализированной фирмой или бухгалтером- фрилансером.

Бухгалтер – физическое лицо, или хотя бы один из сотрудников консалтинговой компании должны соответствовать обязательным требованиям:

  • высшее образование;
  • стаж работы в бухгалтерском учете или аудите: не менее 3 лет из последних 5, если образование экономическое и не мене 5 лет из последних 7 – если непрофильное;
  • не быть судимым за экономические преступления.

Сам себе бухгалтер

Можно ли организовать и вести бухучет самостоятельно?

Теоретически можно. И даже практически у некоторых это получается. Но тут есть один важный нюанс: чем сложнее и масштабнее бизнес, тем больше учетных задач приходится решать ежедневно. Это требует времени и соответствующих компетенций. Соответственно, вести учет самостоятельно в набирающем обороты бизнесе просто нерационально. Обойтись без штатного бухгалтера, внештатника и аутсорсера можно, если вы ИП без работников, используете патентную систему, ЕНВД или УСН доходы и количество ежедневных операций минимально.

Как вести расчеты самостоятельно без 1С?

Существует несколько вариантов. Олдскул для консерваторов – Excel. Есть вариант и попроще: воспользуйтесь обычным калькулятором. Оба способа подходят ИП без работников, с минимальным количеством операций в день, не обязанному применять онлайн-кассу и использующему налоговый спецрежим, позволяющий вести максимально упрощенный учет. Чтобы все получилось, придется разобраться в механизме подсчета налогов. Кроме того, нужно помнить о сроках сдачи отчетности, регулярно проверять, не изменился ли порядок заполнения деклараций, представления их в ИФНС.
Важно: выбирая неавтоматизированный учет, придется тратить немало усилий и времени на решение бухгалтерских задач. При этом риск совершения ошибок остается высоким. То же самое касается просрочек по отчетности.

«Банк + бухучет» – это выгодно?

Организовать учет без аутсорсера и штатного бухгалтера можно, передав его на обслуживание банку, в котором у вас открыт расчетный счет. Чаще всего в опционал входит налоговый календарь, расчет налогов и автоматическое создание платежных поручений для перечисления соответствующих сумм в бюджет, учет зарплаты, подготовка отчетности. Контролировать качество выполнения бухгалтерских функций так или иначе придется самостоятельно. Банковские сервисы не застрахованы от сбоев. А с ответственностью за ошибки там и вовсе все неоднозначно.

Что такое бухгалтерия онлайн?

Это еще один вариант самостоятельного ведения учета. Причем существует два типа онлайн-сервисов. Первые предоставляют возможность заполнения деклараций, отправки их в налоговую. Вторые предлагают и бухгалтерские услуги. Как правило, такими сервисами можно пользоваться бесплатно в рамках пробного периода. Затем становятся доступны пакетные предложения. Вести бухгалтерию онлайн самостоятельно достаточно удобно, если вы ИП на спецрежиме и без сотрудников. В большинстве случаев интуитивно понятный интерфейс сервиса упрощает работу. Все формы обновляются автоматически, нет необходимости отслеживать изменения дополнительно.
Важно. Онлайн-сервис – удобная площадка для выполнения базовых бухгалтерских функций (расчет налогов, формирование деклараций). Ответственность за достоверность данных несет сам пользователь. Соответственно, при ошибках в расчетах и отчетности штрафы ложатся на его плечи.

То есть если бизнес относительно прост, то на штатника и аутсорсинг можно не тратиться? Как показывает практика, предприниматели нередко заблуждаются насчет простоты бизнеса и учета соответственно. Например, совмещение систем налогообложения (даже если одна из них – ПСН, не предусматривающая бухгалтерской отчетности) ставит перед бухгалтером специфические задачи. Решить их, не разбираясь в бухучете и профильном законодательстве, невозможно. Оформление трудовых договоров, ведение зарплатного учета, расчет налогов за себя и сотрудников – тоже серьезные задачи. Онлайн-сервис, призванный облегчить участь предпринимателя, решившего сэкономить на бухгалтере, помогает не всегда. Программа не в состоянии объективно оценить деятельность, учесть ее специфику. Это задача для профильного специалиста.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: