Ростехнадзор разъясняет: Плановые проверки (периодичность, срок уведомления и др.)

Проверка — это всегда испытание на прочность, оценка деятельности со стороны проверяющих органов, уполномоченных принимать решения о санкциях, если выявлены нарушения, всегда волнительный момент. Зачастую эта процедура может нарушать привычный ритм деятельности.

Деятельность проверок регламентируется 12 статьей Федерального закона № 294-ФЗ.

Законом предусмотрены всего два вида проверок — плановые и неплановые. Они имеют существенные отличия по способам организации, по характеру, о которых мы поговорим далее в статье.

Плановые проверки

Этот вид проверок подразумевает, что о них знают заблаговременно, информация содержится в общем плане и обозначена на сайте. Проверяющих будут интересовать аспекты работы, связанные с соблюдением общих требований, которые предъявляются в ходе осуществления определенной деятельности, и муниципальных правовых актов, которые ее регламентируют.

В ежегодном плане проведения проверок четко указывается дата проверки, или временной промежуток, цель проверки, и ее основание.

Орган, который будет осуществлять контроль направляет приказ или распоряжение, с обозначением лиц, участвующих в мероприятии. Указываются фамилия имя, отчество, а также занимаемая должность. Участие привлеченных экспертов и экспертных организаций обозначается отдельно.

В документе указывается, с какой целью и по каким основаниям будет проведена проверка, определены сроки и перечень административных регламентов. Приведен перечень документов, которые должны быть предоставлены для изучения и анализа. Затем прописываются даты начала и окончания проверки, которые не могут быть нарушены.

На законодательном уровне установлена и частота проведения такого вида проверок, которые должны проводиться один раз в три года. Исключения составляют образовательные, здравоохранительные и социальные сферы. Срок проведения не должен превышать двадцати рабочих дней.

В свою очередь плановые мероприятия делятся на документарные и выездные.

Документарные проверки имеет своей целью изучение документов, регламентирующих деятельность, при этом место проведения определяется местом нахождения проверяющего органа.

Выездные проверки будут проведены по месту нахождения проверяемых лиц, и предметом уже будут не только документы, но и вся деятельность с ее особенностями.

Как понять, что грядет налоговая проверка?

Поступают запросы о движении средств по расчетному счету

Налоговые инспекторы могут использовать информацию о динамике входящих и исходящих платежей при определении соответствия предприятия отраслевым налоговым показателям, а также для определения уровня его налоговых рисков.

Поступают запросы к контрагентам

Инициируя запросы о предоставлении документов, подтверждающих деятельность, к контрагентам, отдел предпроверочного анализа ИФНС готовится к вынесению рекомендации о выездной или камеральной проверке вашей компании.

Звучат требования к контрагентам о встречных проверках

Это прямой сигнал о том, что решение о проверке вашего предприятия в ИФНС уже принято.

Ваш расчетный банк систематически требует предоставить информацию (договоры, счета, счета-фактуры, накладные и т п.), подтверждающую правомерность входящих и исходящих платежей

Скорее всего, служба финансового мониторинга банка заинтересовалась вопросами законности деятельности вашей фирмы и уже передала запрос о проведении проверки в Росфинмониторинг и параллельно в налоговый орган.

Вас вызвали в налоговую инспекцию для дачи объяснений по хозяйственной деятельности

Это одно из предпроверочных или «психологических» мероприятий, имеющих цель заставить налогоплательщика платить больше налогов, чем сейчас (вызов «на комиссию»). Достаточно часто протокол подобной беседы становится основанием для вынесения постановления о проверке.

Внеплановые проверки

Такой вид проверок проводится при наличии обстоятельств, которые могут повлечь за собой нарушение правил безопасности, а также если не были устранены во время замечания предыдущих проверок. Еще одним основанием могут быть обращения граждан или требование прокуратуры.

Для осуществления документарной проверки необходимо направить определенный перечень документов по месту нахождения проверяющего органа.

Выездная проверка проводится в том случае, если в ходе изучения документов не представляется возможным составить полного представления.

Уведомление о внеплановой проверке направляется не позднее, чем за 24 часа. Если в основании лежат факты, представляющие какую либо угрозу вреда жизни и здоровью, то уведомление не будет сделано.

Внеплановые проверки изображение

Особенности уведомления о проведении внеплановых проверок различными органами надзора

Уведомление о проведении проверки лицензирующим органом

Уведомление о проведении проверки лицензирующим органом
В соответствии с п. 13 ст. 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирующий орган вправе проводить внеплановую выездную проверку без направления предварительного уведомления лицензиату, в случае поступления в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований.

Уведомление о проведении проверки органами пожарной безопасности

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предварительное уведомление организации, в том числе, медицинской (фармацевтической) организации о проведении внеплановой выездной проверки не допускается, в случае поступления в орган государственного пожарного надзора обращений и заявлений о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты, о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты, о несоответствии объектов защиты требованиям пожарной безопасности, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара.

Уведомление о проведении проверки Роспотребнадзора

Закон № 294-ФЗ в полной мере распространяется на проведение проверок Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Таким образом, к данному виду контроля применяются общие сроки направления уведомления о проведении проверки, рассмотренные в данной статье.

Уведомление о проведении проверки трудовой инспекции

Статьей 360 Трудового кодекса РФ установлены особенности уведомления организаций (в том числе медицинских и (или) фармацевтических) о проведении проверки. Предварительное уведомление медицинских и (или) фармацевтических организаций о проведении внеплановой выездной проверки не допускается в случае:

  • Обращений и заявлений о фактах нарушений работодателем требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;
  • Обращений и заявлений о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско – правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем;
  • Обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

Отличия плановых и внеплановых проверок

Отличие по срокам. В плановых проверках распоряжение и сопроводительные документы направляются в адрес не позднее 3 рабочих дней до даты, а при внеплановых — не позднее одного рабочего дня.

По содержанию. В ходе плановой может быть проверена вся имеющаяся документация и виды деятельности, при внеплановой только определенная документация и виды деятельности, в отношении которых и проводится проверка.

По мерам наказания. В ходе плановой проверки может быть вынесено серьезное административное наказание, при внеплановой, чаще всего, предупреждение.

По частоте. Плановая проводится один раз в три года, внеплановая без ограничений.

Ростехнадзор разъясняет: Плановые проверки (периодичность, срок уведомления и др.)

Вопрос:

По информационным системам общего пользования получено обращение следующего содержания: вправе ли территориальное подразделение Ростехнадзора включать опасные производственные объекты в график плановых проверок на 2015 год, если с момента окончания постоянного надзора (декабрь 2013 года) еще не прошло 3 года?

Ответ: Специалистами Управления обеспечения организационно-контрольной и лицензионно-разрешительной деятельности подготовлен следующий ответ.

В соответствии с пунктами 5.1 и 5.2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», проведение плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, осуществляется со следующей периодичностью:

  • в отношении опасных производственных объектов I или II класса опасности не чаще чем один раз в течение одного года;
  • в отношении опасных производственных объектов III класса опасности не чаще чем один раз в течение трех лет.

В отношении опасных производственных объектов IV класса опасности плановые проверки не проводятся.

Одновременно сообщаем, что согласно пункту 6 Положения о режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 455, установление в отношении объекта повышенной опасности постоянного государственного надзора не исключает организации и проведения в отношении такого объекта и организации, владеющей объектом повышенной опасности, плановых и внеплановых проверок в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Вопрос от 02.2015:

В Ростехнадзор поступил вопрос о сроке, в течение которого должны быть уведомлены организация или предприниматель о предстоящей плановой проверке.

Ответ: На данный вопрос ответ дан Правовым управлением Ростехнадзора.

Пунктом 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-Ф3) установлено, что о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трёх рабочих дней до начала её проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определённого периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

На основании изложенного лицо, в отношении которого осуществляются контрольные мероприятия, должно быть уведомлено о проведении проверки не менее чем за три рабочих дня до её начала.

Вопрос от 04.2016:

Хотелось бы получить разъяснения по процедуре проведения проверок государственными надзорными органами, а также получить обоснование периодичности проверок юридического лица, эксплуатирующего более одного опасного производственного объекта в одном субъекте Российской Федерации.

Ответ: На данный запрос даны разъяснения специалистами Правового управления Ростехнадзора.

В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон 294-ФЗ) особенности организации и проведения проверок, в том числе в части периодичности их проведения, могут устанавливаться другими федеральными законами.

Основания включения в ежегодный план и периодичность проведения проверок организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, установлены положениями Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ), в частности пунктами 5, 5.1 статьи 16.

В ситуации, когда организация эксплуатирует несколько опасных производственных объектов, периодичность проведения проверок в отношении данной организации будет определяться временем введения в эксплуатацию или приобретением организацией данных объектов, а также классом их опасности.

Следует учитывать, что пункт 5.1 статьи 16 Федерального закона № 116-ФЗ подразумевает, что периодичность проведения плановой проверки предусмотрена не в отношении юридического лица, эксплуатирующего опасные производственные объекты, а в отношении самих опасных производственных объектов.

Указанная выше позиция подтверждается также судебной практикой. Так, в постановлении Арбитражного Суда Волго-Вятского округа от 16.06.2014 по делу А82-12330/2013 указано, что пункты 5, 5.1 статьи 16 Федерального закона № 116-ФЗ не исключают возможности проведения в течение года после окончания плановой проверки одних эксплуатируемых юридическим лицом опасных производственных объектов другой плановой проверки в отношении иных эксплуатируемых этим же юридическим лицом опасных производственных объектов, расположенных по другим адресам.

Вышеуказанные положения Федерального закона № 116-ФЗ о периодичности проведения проверок не относятся к проведению плановых лицензионных проверок, так как последние регулируются положениями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в частности частью 9 статьи 19.

Определение понятия «проверка», данное в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», является общим для всех проверок, осуществляемых контрольно-надзорными органами, а не только проверок органов Ростехнадзора.

Вопрос от 27.06.2019:

Мы являемся добросовестной электросетевой компанией, соблюдаем все обязательные требования нормативно-правовых актов, возможно ли в таком случае сокращение количества проводимых проверок?

Ответ: Согласно пункту 14 положения об осуществлении федерального государственного энергетического надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20 июля 2013 года № 610, деятельность субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии подлежит отнесению к одной из категорий риска, для которой предусмотрена периодичность проведения плановых проверок:

  • высокого (плановая проверка проводится один раз в 3 года);
  • значительного (плановая проверка проводится один раз в 4 года);
  • среднего (плановая проверка проводится не чаще одного раза в 5 лет);
  • умеренного (плановая проверка проводится не чаще одного раза в 6 лет),
  • низкого (плановая проверка не проводится).

В соответствии с пунктом 6 Положения категория риска и соответственно периодичность плановых проверок может быть изменена в случае соблюдении одного из следующих условий

  • отсутствие в течение 5 лет, предшествующих дню присвоения категории риска, вступившего в законную силу судебного акта или постановления о назначении наказания за нарушение обязательных требований, повлекшее возникновение аварии, расследуемой органами государственного надзора, или несчастного случая со смертельным исходом;
  • отсутствие в течение 3 лет, предшествующих дню присвоения категории риска, вступивших в законную силу постановлений о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 9.7 -9.9 , 9.11 и 9.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Другие разъяснения по проверкам Ростехнадзора:

  • Ростехнадзор разъясняет: Плановые проверки (периодичность, срок уведомления и др.)
  • Ростехнадзор разъясняет: Внеплановые проверки
  • Ростехнадзор разъясняет: Постоянный государственный надзор
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: