О проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственным унитарным предприятием (ГУП); о необходимости проведения ежегодной обязательной аудиторской проверки бухгалтерск

Главная − Информация − Публикации − Статьи − Обязателен ли аудит для внебюджетного фонда?

Проверка в некоммерческих организациях и внебюджетных фондах имеет свою специфику и серьезно отличается от мероприятий, проводимых в компаниях, цель работы которых состоит в извлечении прибыли. Обязателен ли аудит для фонда? Да, и это прописано в законодательных актах. Кроме того, важно учитывать, что проверка проводится по двум основным направлениям.

  1. Оценка деятельности компании, вариантов формирования и применения имущества целям, ради достижения которых она была зарегистрирована.
  2. Проверка доходов некоммерческой организации на соответствие исходным целям, сверка запланированных и израсходованных сумм и проведение их качественной оценки.

В рамках двух этих мероприятий удается обнаружить, соответствуют ли перечисленные на счет фонда суммы целевым программам, которые были утверждены высшим органом НКО.

Специалисты, которые проводят аудит, нередко сталкиваются с такими ситуациями, когда решения органов управления, определяющего направление деятельности организации, нет в наличии. Из прочих сложностей — часто отсутствие смет о расходовании средств на отдельные целевые программы НКО.

Кто подлежит обязательному аудиту?

В настоящее время законодательно определены организации, годовая бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту (таблица 1).

Таблица 1 — Субъекты обязательного аудита

Нормативно-правовая основа Организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», ст. 5 (в редакции от 29.12.2020 № 476-ФЗ) Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам
Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй
Фонды (кроме государственных внебюджетных, международных), если поступления имущества, включая денежные средства, в году, предшествовавшем отчетному, превысили 3 млн руб.
Другие организации, кроме ГУПов, МУПов, сельхозкооперативов, их союзов, потребительских кооперативов, если доходы, определяемые по правилам налогового учета, в году, предшествовавшему отчетному, превысили 800 млн руб. или сумма активов баланса на конец года, предшествовавшему отчетному, превысила 400 млн руб.
Федеральный закон «Об акционерных обществах», ст. 88 Акционерные общества
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», ст. 42 Кредитные организации
Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ст. 29 Страховые организации
Федеральный закон «О взаимном страховании», ст. 22 Общества взаимного страхования
Федеральный закон «Об организованных торгах», ст. 5 Организации — организаторы торговли
Федеральный закон «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте», ст. 5 Клиринговые организации
Федеральный закон «Об инвестиционных фондах», ст. 50 Акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании паевого инвестиционного фонда
Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах», ст. 54 Жилищные накопительные кооперативы
Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», ст. 3 Застройщики
Федеральный закон «О кредитной кооперации», ст. 28, и Кредитные потребительские кооперативы
Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», ст. 15 Микрофинансовые компании
Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», ст. 22 Негосударственные пенсионные фонды
Федеральный закон «О политических партиях», ст. 35 Политические партии
Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности», ст. 5 Организации, составляющие и публикующие консолидированную отчетность

Обязательному независимому аудиту подлежит также годовая отчетность Банка России, государственных компаний и государственных корпораций, государственных и муниципальных унитарных предприятий (в случаях, когда необходимость аудита определена собственником ГУПа или МУПа), Агентства по страхованию вкладов, Единого института развития в жилищной сфере, Единого общероссийского объединения страховщиков, Профессиональных объединений страховщиков, объединений субъектов страхового дела, Национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, Объединения туроператоров в сфере выездного туризма, некоммерческих организаций — иностранных агентов, организаторов азартных игр и лотерей, а также некоторых других общественно значимых организаций, с перечнем которых можно ознакомиться на сайте Министерства финансов РФ. Например, перечень случаев обязательного аудита отчетности организаций за 2021 год опубликован тут.

ВАЖНО! Количество субъектов обязательного аудита с 1 января 2021 года значительно сократилось, в связи с внесением изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В частности, «выведены» из-под обязательного аудита субъекты малого бизнеса с выручкой от 400 до 800 млн руб. и суммой активов баланса от 60 до 400 млн руб., а также фонды, годовые поступления в которых не превышают 3 млн руб. Тем не менее, если договор обязательного аудита отчетности такой организацией заключен и начал выполняться аудиторами до вступления в силу данных изменений (т. е. до 31.12.2020 включительно), отчетность экономического субъекта подлежит выпуску (опубликованию) вместе с аудиторским заключением.

Также необходимо отметить, что, несмотря на то, что акционерные общества как субъекты обязательного аудита, не поименованы в новой редакции ст. 5 закона об аудиторской деятельности, требование привлечения аудиторов для аудита их годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности осталось неизменным, так как оно предусмотрено ст. 88 Закона об акционерных обществах. Причем это правило касается как публичных, так и непубличных акционерных компаний.

В последние годы при рассмотрении материалов аудиторских заданий внешними контролерами качества аудита наблюдалась удивительная ситуация: акционерами (учредителями) утвержден в установленном порядке один аудитор, а на Федресурсе размещено аудиторское заключение, выданное другим аудитором.

Это, безусловно, наводит на мысль, что выбранный собственниками аудитор оказался «некомфортным» и руководителю пришлось найти более лояльного проверяющего. Сегодня на первой странице бухгалтерского баланса организации отражаются сведения об обязательном аудите (подлежит организация или нет) и аудиторе, с которым заключен договор. Это является, во-первых, мерой по предотвращению замены аудитора, а во-вторых, требует от аудируемого лица своевременно заключать договор на оказание услуг по обязательному аудиту.

Кого должны проверять аудиторы в 2021 году

Обязательный аудит проводится ежегодно. Обязательному аудиту подлежат организации, которые (ст. 5 Закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008):

  • за предшествующий год заработали 800 млн руб.;
  • по бухгалтерскому балансу на конец прошлого года владеют активами на сумму более 400 млн руб.;
  • продают свои ценные бумаги на организационных торгах;
  • являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
  • работают в качестве бюро кредитных историй;
  • имеют организационно-правовую форму фонда, а поступление имущества и денег за год превышает 3 млн руб.

Полезная информация от КонсультантПлюс

На сайте Минфина размещены рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам и аудиторам, как проверять годовую бухотчетность и годовую консолидированную финансовую отчетность за 2021 год в условиях распространения коронавируса. Проверяемые организации смогут понять, на что аудиторы обратят особое внимание. Посмотреть рекомендации можно здесь.

В законе об аудиторской деятельности упомянуты не все предприятия, которые должны пройти обязательную проверку. Есть категории организаций, для которых необходимость обязательного аудита закреплена другими актами:

  • акционерные общества — ст. 88 Закона № 208-ФЗ от 26.12.1995;
  • банки — ст. 42 Закона № 395-1 от 02.12.1990;
  • страховщики — ст. 29 Закона № 4015-1 от 27.11.1992;
  • общества взаимного страхования — ст. 22 Закона № 286-ФЗ от 29.11.2007;
  • негосударственные пенсионные фонды — ст. 22 Закона № 75-ФЗ от 07.05.1998;
  • организаторы торговли — ст. 5 Закона № 325-ФЗ от 21.11.2011;
  • инвестиционные фонды — ст. 50 Закона № 156-ФЗ от 29.11.2001;
  • управляющие компании акционерных инвестиционных фондов — ст. 88 Закона № 208-ФЗ от 26.12.1995;
  • управляющие компании паевых инвестиционных фондов — ст. 50 Закона № 156-ФЗ от 29.11.2001;
  • управляющие компании негосударственных пенсионных фондов — ст. 22 Закона № 75-ФЗ от 07.05.1998.
  • клиринговые организации — ст. 5 Закона № 7-ФЗ от 07.02.2011;
  • организации, раскрывающие годовую консолидированную финансовую отчетность — ст. 5 Закона № 208-ФЗ от 27.07.2010.

С 2021 года представители малого и среднего бизнеса автоматически освободились от обязанности проводить ежегодные аудиторские проверки потому, что порог доходов и величины активов существенно повысили. Так, если в 2021 году размер доходов, подпадающих под аудит составлял 400 млн руб. в год, то теперь уже 800 млн руб. Величина активов была 60 млн руб., тогда как сейчас 400 млн руб.

Размещение сведений об обязательном аудите на Федресурсе

Сведения о результатах обязательной аудиторской проверки необходимо размещать на Федресурсе (в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц).

В отличие от информации в ГИР БО, аудиторское заключение на Федресурсе публикуется не полностью, а только в части наиболее важной для пользователей информации (кто проводил аудит, в отношении какой отчетности и за какой период, какое мнение выразил аудитор и каковы были основания для этого мнения, а также другая информация, предусмотренная п. 6 ст. 5 закона об аудиторской деятельности).

Для размещения информации руководитель аудируемого лица должен получить ЭЦП в одном из удостоверяющих центров из списка на сайте Федресурса. Специальным программным обеспечением можно воспользоваться на этом сайте бесплатно. А вот размещение сведений является платным. При отсутствии у руководителя ЭЦП для размещения сведений об аудиторском заключении или другой информации, можно обратиться к нотариусу, который подпишет сообщение своей ЭЦП и разместит на Федресурсе.

За размещение одного сообщения на Федресурсе на момент написания статьи взимается плата 860,35 руб., в т. ч. НДС 20 %. Квалифицированные сертификаты ЭЦП для сайта Федресурс (а также других целей бизнеса, например: сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности, регистрации онлайн-касс, получения финансовых услуг и др.) выдают уполномоченные удостоверяющие центры, стоимость оформления ЭЦП составляет от 2800 до 3000 руб.

Несоблюдение требования размещения информации является административным правонарушением (п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ):

  • нарушение установленных сроков размещения информации на Федресурсе повлечет предупреждение или штраф на должностное лицо 5000 руб.;
  • непредоставление информации или размещение недостоверных сведений — штраф увеличивается и может составить от 5000 до 10000 руб.;
  • повторное нарушение может привести к штрафу на руководителя от 10000 до 50000 руб. или даже к его дисквалификации на срок до трех лет.

Таким образом, расходы на размещение обязательной информации на Федресурсе (в рассматриваемом случае — о результатах обязательного аудита) не идут ни в какое сравнение с возможными финансовыми последствия невыполнения этого требования.

Особенности раскрытия информации акционерными обществами

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, как публичных, так и непубличных, раскрывается путем опубликования ее текста на интернет-странице (как правило, на официальном сайте компании) в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В 2021 г. эта дата приходится на 5 апреля: поскольку последний срок размещения отчетности вместе с аудиторским заключением приходится на выходной день (субботу 03.04.2021), днем окончания указанного срока считается ближайший рабочий день. Данные требования изложены в Положении Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» и контролируются Центральным банком РФ.

ВАЖНО! Для акционерных обществ, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, публикации на интернет-сайте подлежит также промежуточная (ежеквартальная) бухгалтерская отчетность. При этом она должна быть опубликована вместе с аудиторским заключением при условии, что аудит этой отчетности проводился.

Весьма существенные санкции за нарушение порядка и сроков раскрытия информации акционерными обществами установлены п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ: на должностных лиц возможно наложение штрафа в размере от 30000 до 50000 руб. либо может быть принято решение о дисквалификации руководителя на срок от 1 года до 2 лет. Штраф на организацию в этом случае — от 700 000 до 1 000 000 руб.

Изменены случаи обязательного аудита

Закон от 29.12.2020 № 476-ФЗ (далее – Закон № 476-ФЗ) внёс изменения в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», которая регламентирует случаи проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности организаций. Причём эти поправки скорректировали как сами случаи обязательного аудита, так и изложили эти случаи в новой редакции.

Поэтому в информационном сообщении от 11.01.2021 № ИС-аудит-37 о новом в аудиторском законодательстве Минфин России приводит следующую таблицу, которую в силу важности мы приводим здесь целиком:

Случаи обязательного аудита с 01.01.2021

СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ НОВАЯ РЕДАКЦИЯ КОММЕНТАРИЙ МИНФИНА
Организация имеет организационно-правовую форму акционерного обществаНе предусмотреноНорма об обязательности проведения аудита установлена ст. 88 ФЗ «Об акционерных обществах»
Ценные бумаги организации допущены к организованным торгамОрганизация, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам
Организация является кредитной организациейНе предусмотреноНорма об обязательности проведения аудита установлена ст. 42 ФЗ «О банках и банковской деятельности»
Организация является бюро кредитных историйНет изменений
Организация является профессиональным участником рынка ценных бумагНет изменений
Организация является страховой организациейНе предусмотреноНорма об обязательности проведения аудита установлена ст. 29 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»
Организация является клиринговой организацийНе предусмотреноНорма об обязательности проведения аудита установлена ст. 5 ФЗ “О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте”
Организация является обществом взаимного страхованияНе предусмотреноНорма об обязательности проведения аудита установлена ст. 22 ФЗ “О взаимном страховании”
Организация является организатором торговлиНе предусмотреноНорма об обязательности проведения аудита установлена ст. 5 ФЗ “Об организованных торгах”
Организация является негосударственным пенсионным фондомНе предусмотреноНорма об обязательности проведения аудита установлена ст. 22 ФЗ “О негосударственных пенсионных фондах”
Организация является иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с ФЗ от 03.08.2018 № 290-ФЗ “О международных компаниях и международных фрондах”)Организация, имеющая организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с ФЗ от 03.08.2018 № 290-ФЗ “О международных компаниях и международных фрондах”), в случае, если поступление имущества, в т. ч. денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 млн руб.
Организация является акционерным инвестиционным фондомНе предусмотреноНорма об обязательности проведения аудита установлена ст. 50 ФЗ “Об инвестиционных фондах”
Организация является управляющей компанией акционерного инвестиционного фондаНе предусмотреноНорма об обязательности проведения аудита установлена ст. 88 ФЗ “Об акционерных обществах” (в случае, если организация создана в организационно-правовой форме акционерного общества)
Организация является управляющей компанией паевого инвестиционного фондаНе предусмотреноНорма об обязательности проведения аудита установлена ст. 50 ФЗ “Об инвестиционных фондах”
Организация является управляющей компанией негосударственного пенсионного фондаНе предусмотреноНорма об обязательности проведения аудита установлена ст. 22 ФЗ “О негосударственных пенсионных фондах”
Объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб.Организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного и муниципального учреждения, государственного и муниципального унитарного предприятия, сельскохозяйственного кооператива, союза этих кооперативов, организации потребительской кооперации, осуществляющей свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации”»), соответствующая хотя бы одному из следующих условий:
  • доход, полученный от предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 млн руб.;
  • сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 400 млн руб.
Если организация (за исключением органа гос. власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и/или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетностьНе предусмотреноНорма об обязательности проведения аудита установлена ст. 5 ФЗ “О консолидированной финансовой отчетности”
В иных случаях, установленных федеральными законамиВ случаях, установленных федеральными законами

Как видно, согласно новым повышенным лимитам объема выручки (800 млн руб.) или активов баланса (400 млн руб.) Закон от 29.12.2020 № 476-ФЗ с 2021 года фактически отменил обязательный аудит для малых предприятий.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: