Возражения на акт проверки: рекомендации по составлению

Бывает, что итоги проведенной налоговой проверки, отраженные в соответствующих актах, по мнению руководителей проверяемой компании, не всегда правомерны, а представленные документы не приняты инспектором к вниманию. В этом случае необходимо составить протокол разногласий к акту проверки, или, как еще принято называть этот документ, возражение на акт налоговой проверки. Никаких кардинальных отличий между протоколом разногласий и возражениями не существует, поскольку законом не установлено ни обязательное использование одного из этих наименований, ни типовая форма документа. Поэтому выражение несогласия с выводами, представленными в актах налоговых проверок, одинаково верно именовать любым из этих названий. О том, в какие сроки можно подать протокол разногласий в ИФНС, как оформить и какие нюансы при этом учесть, узнаем из этой публикации.

Оформление и содержание документа

Несмотря на то, что составляется протокол в произвольной форме, здравый смысл требует, чтобы в документе присутствовали достаточно убедительные доводы и доказательства, подкрепленные грамотно оформленными документами и соответствующими законодательными нормами. Требуется структурировать текст возражений, составляя документ по аналогии с актом проверки, т. е., объединить все сведения в три основных блока:

  • вводный (общий), в котором представлена информация о собственно проверке, номере и дате акта, периоде проведения;
  • описательный, раскрывающий суть вопросов, ставших основанием для составления возражений. В этом блоке должны быть обстоятельно изложены все доводы проверяемой компании по каждой оспариваемой позиции. Заметим, что составлению протокола предшествует скрупулезная работа предприятия по разбору всех нарушений, отмеченных инспектором ИФНС, поскольку, оформляя такой документ, как протокол разногласий к акту проверки (образец ниже), следует точно знать, какие нарушения компанией действительно были допущены, а какие являются недоработкой или домыслами проверяющих. Обосновывать доводы компании следует, ссылаясь на соответствующие законы, разъяснения Минфина или ФНС, а также существующую судебную практику.

При возможности воссоздания недостающих документов или исправлении недостатков, о которых в акте идет речь, следует их восстановить и представить вместе с возражениями. Если в акте проверки обнаружены неточности в расчетах либо искаженная оценка хозяйственных операций, эти факты также указываются. Все спорные вопросы лучше сгруппировать в 2 категории – нарушения собственно процедуры проверки или норм материального права.

Если оспаривание касается только вопросов проведения проверки, руководитель ИФНС может вынести решение об осуществлении дополнительных контролирующих мероприятий, направленных на устранение процедурных упущений. Как правило, эти нарушения не влияют на финансовое положение организации, и немногие из них оформляют возражения по такому поводу. Компаниям лучше делать упор на нарушения по существу проверки, поскольку обжаловать решение о привлечении к налоговой ответственности предприятие вправе лишь в том объеме, который оспаривался в вышестоящем налоговом органе;

  • резолютивный, т. е. подводящий итог с указанием суммы доначисленных налогов, с которой организация не согласна и предлагающий определенный алгоритм действий. Кроме того, следует попросить ИФНС уведомить компанию о дне и времени разбора протокола разногласий, чтобы не дать повода налоговикам рассмотреть документ без ведома предприятия.

Если к возражениям приложены документы (копии), их количество следует упомянуть в строке «Прложения». Все копии заверяются полномочным представителем компании и печатью.

Рассмотрение возражений

Возражения на акт рассматриваются в следующем порядке:

Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу налоговый орган должен (п. 3 ст. 101 НК РФ

):

Объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;

Установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;

В случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;

Разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности (ст. 21

,
23 НК РФ
);

Вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

Результатом рассмотрения материалов налоговой проверки станет одно из следующих решений:

О проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ

);

О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ

);

Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ

);

О привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 8 ст. 101.4 НК РФ

);

Об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 8 ст. 101.4 НК РФ

).

Бывает, что итоги проведенной налоговой проверки, отраженные в соответствующих актах, по мнению руководителей проверяемой компании, не всегда правомерны, а представленные документы не приняты инспектором к вниманию. В этом случае необходимо составить протокол разногласий к акту проверки,

или, как еще принято называть этот документ, возражение на акт налоговой проверки. Никаких кардинальных отличий между протоколом разногласий и возражениями не существует, поскольку законом не установлено ни обязательное использование одного из этих наименований, ни типовая форма документа. Поэтому выражение несогласия с выводами, представленными в актах налоговых проверок, одинаково верно именовать любым из этих названий. О том, в какие сроки можно подать протокол разногласий в ИФНС, как оформить и какие нюансы при этом учесть, узнаем из этой публикации.

Возражения на акт налоговой проверки: срок

Будучи письменным обращением в ИФНС, констатирующим несогласие в определенных пунктах с актом ревизии, возражения на акт выездной налоговой проверки могут быть представлены в канцелярию территориальной ИФНС либо отправлены по почте. Сделать это можно в течение 1 месяца, после получения акта (п. 6 ст. 100 НК РФ). Унифицированной формы этого документа не существует, но ФНС разработан весьма удобный вариант «Возражения на акт налоговой проверки».

Образец:

Подача возражений

Налогоплательщик может не согласиться:

С выводами, предложениями, какими‑либо фактами, изложенными контролерами в акте (п. 6 ст. 100

,
п. 5 ст. 101.4
);

С результатами дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6.1 ст. 101 НК РФ

).

Тогда он вправе подать возражения: письменно

обратиться в налоговый орган.

Письменные возражения по акту, результатам дополнительных мероприятий налогового контроля можно представить в целом или по отдельным положениям (в части). В приложении к Информации ФНС приведена форма представления возражений по акту налоговой проверки.

К письменным возражениям налогоплательщик вправе приложить подтверждающие обоснованность своих возражений документы (их заверенные копии). Впрочем, не поздно это сделать и во время явки на рассмотрение акта, а также результатов дополнительных мероприятий налогового контроля. Тогда же даются устные пояснения.

На подачу возражений налогоплательщику отводится определенный промежуток времени.

Возражения подаются (лично или через представителя) в канцелярию налогового органа или окно приема документов, но можно воспользоваться и почтовой отправкой.

Законные представители — это представители организации по закону или на основании учредительных документов (ст. 27 НК РФ

); уполномоченные представители — представители, действующие на основании доверенности (
ст. 29 НК РФ
).

Возражения на акт 1

Возражения на акт 1

Отметим, что представленная форма подходит для предъявления возражений при любом статусе проведенных налоговых проверок – камеральных или выездных. Компании зачастую разрабатывают форму документа, изменяя ее, в зависимости от отмеченных в акте нарушений. Предлагаем еще один, часто встречающийся документ.

Образец возражения на акт выездной проверки

Что нужно знать ↑

Решившись на обжалование акта проверки, следует знать о некоторых тонкостях процедуры. Прежде всего, нужно определиться, имеются ли возражения по существу или претензии обусловлены процедурными вопросами (составление акта, порядок проверки и т.д.).

Отметить следует вопрос отказа от подписывания акта. Любой проверяемый субъект может отказаться подписывать акт, заставить его не может никто. Но на деле особого резона в этом нет.

Проверяющие проставят отметку об отказе в подписывании акта и в качестве свидетелей привлекут третьих лиц. Но при этом не подписание акта косвенно свидетельствует о недобросовестности проверяемого.

В то же время наличие подписи еще не означает согласия. Достаточно вписать «С актом (или него частью) не согласен». Одна копия акта обязательно передается субъекту проверки. Представитель субъекта проверки ее может получить лично.

В ином случае акт проверки отправляется заказным письмом с уведомлением или другим способом, дозволяющим точно установить дату получения. Уже начиная с этого этапа, надлежит внимательно следить за соблюдением процедурного порядка.

Существенные нарушения в процессе рассмотрения материалов могут стать основанием для полной или частичной отмены решения по итогам проверки.

Но не следует выказывать претензии по каждому незначительному нарушению, большинство из таковых может быть исправлено в процессе. Например, может приниматься решение о проведении дополнительной проверки.

Внимание нужно уделять именно тем нарушениям, которые оказывают значимое влияние на итоговое решение. Когда решение по акту проверки будет принято, исправить что-либо на законных основаниях весьма проблематично.

Вот здесь то и пригодятся существенные нарушения процесса проведения проверки и рассмотрения полученных материалов.

Так нарушением считается воспрепятствование проверяемому лицу участвовать при рассмотрении материалов. А это уже становится основанием для отмены принятого решения в судебном порядке.

Основные определения

Актом проверки именуется документ, который составляется в процессе проверки деятельности экономического субъекта контролирующими органами. Более знакомой предпринимателям является налоговая проверка.

При таковой инспекторами проверяется соответствие налогового учета утвержденным нормативам, изучается соблюдение налогоплательщиком НК РФ, выявляются нарушения по итогам проверки.

Весь процесс фиксируется актом. Подобные проверки могут проводиться и иными структурами. Например, ПФР или вышестоящим органом. Возражения на акт проверки оформляются документально.

При этом следует обосновать все возникшие претензии. В случае получения аргументированного ответа на возражения, можно использовать его при последующем обжаловании, в том числе и судебном.

Но если рассмотреть возражения перед принятием налоговики или иные органы обязаны, то давать ответ на них закон не обязует. Важное значение при составлении ответа на акт проверки имеет дата.

С момента получения акта проверки субъект имеет в своем распоряжении пятнадцать рабочих дней на ознакомление с актом и предоставление возражений в письменной форме.

При составлении акта об обнаружении фактов представить возражение можно в течение десяти рабочих дней. Процедуру принятия решения по акту можно рассмотреть на примере проверки ФНС.

Спустя пятнадцать дней после составления акта в десятидневный срок руководитель налоговой службы должен рассмотреть акт и принять решение. Несоблюдение сроков уже нарушение.

Относительно сроков подачи возражений нужно заметить и то, что начальной точкой отсчета для выказывания претензий по акту является дата получения акта, а не дата отправки документа получателю.

Налогоплательщик должен получить уведомление о месте, дате и времени рассмотрения материалов, чтобы иметь возможность присутствовать при работе комиссии. Не уведомление это тоже нарушение.

С какой целью формируется

Главная цель составления ответа с возражениями на акт проверки это воспрепятствование принятию ненадлежащего решения, несоответствующего сути дела.

Форма предоставления возражений произвольна, но важно правильно отобразить суть претензий. Итогом предоставления возражений на акт проверки может становиться пересмотр материалов дела либо назначение повторной проверки.

Если проверяемый субъект сможет доказать свою правоту это может предотвратить принятие неверного решения.

Судебное обжалование уже вынесенного вердикта по акту проверки процесс долгий и зачастую затратный. Целью возражений становится урегулирование спорных ситуаций на этапе рассмотрения материалов проверки.

В качестве образца образец возражения на акт проверки Пенсионного Фонда документ можно .

Действующие нормативы

Как найти тезисы, обосновывающие позицию возражающего? В первую очередь, нужно обращать внимание на спорные выводы, по которым законодательство спорно или недостаточно урегулировано.

Образец акта проверки жилищно-бытовых условий смотрите в статье: акт проверки жилищных условий. Как заполнить бланк акта расхождения при приемке товара, читайте здесь.

Руководствоваться можно нормами Налогового Кодекса, а также разъяснениями ФНС РФ и Минфина РФ.

Разъяснения не являются нормативными документами, но пп.5 п.1 ст.32 НК указывает, что ФНС обязано руководствоваться письменными разъяснениями Минфина по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

Кроме того игнорировать не следует и судебную практику. В Письме ФНС №ШС-6-14/[email protected] от 11.05.2007 сказано, что учет судебно-арбитражной практики целесообразен при рассмотрении дел со сходными обстоятельствами.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: