Все изменения в Бюджетном кодексе РФ с 1 января 2021 года


Налогообложение бюджетных организаций

Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями установлены статьей 321.1 Налогового кодекса РФ, положениями которой предусмотрено, что налогоплательщики — бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, или получающие средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.
Иными источниками — доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц, по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

В налоговой учете учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

Сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.

В составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.

Аналитический учет доходов и расходов по средствам целевого финансирования и целевых поступлений ведется по каждому виду поступлений с учетом требований главы 25 НК РФ.

Если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно — управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования). Если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения не предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи (за исключением мобильной связи) и на ремонт основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств, указанные расходы учитываются при определении налоговой базы по предпринимательской деятельности при условии, что эксплуатация указанных основных средств связана с ведением такой предпринимательской деятельности. При этом в общей сумме доходов для указанных целей не учитываются внереализационые доходы (доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы).

При определении налоговой базы к расходам, связанным с осуществлением коммерческой деятельности, помимо расходов, произведенных в целях осуществления предпринимательской деятельности, относятся Согласно п.4 ст.321 Налогового Кодекса РФ:

  • 1. Сумма амортизации, начисленные по имуществу, приобретенному за счет полученной от этой деятельности средств и используемому для осуществления этой деятельности. При этом по основным средствам, приобретенным до 1 января 2002 года, остаточная стоимость определяется как разница между первоначальной стоимостью объекта основных средств и суммой амортизации, начисленной по правилам бухгалтерского учета за период эксплуатации такого объекта;
  • 2. Расходы на ремонт основных средств, эксплуатация которых связана с ведением некоммерческой и (или) коммерческой деятельности и которые приобретены (созданы) за счет бюджетных средств, если финансирование данных расходов не предусмотрено в смете доходов и расходов бюджетного учреждения или не осуществляется за счет бюджетных средств.

В бюджетных учреждениях (независимо от наличия у таких учреждений расчетных или иных счетов), занимающихся коммерческой деятельностью, бухгалтерский учет ведется централизованными бухгалтериями в соответствии с положениями главы 25 НК РФ.

Декларации по налогу представляются централизованными бухгалтериями в налоговые органы по месту нахождения каждого бюджетного учреждения в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Если бюджетная организация находится на общем режиме налогообложения или является плательщиком ЕНВД, то бухгалтерский учет ведется традиционным способом, т.е. в соответствии с правилами закона «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ и положениями по бухгалтерскому учету. Бухгалтерский учет ведется на основании общего плана счетов, утвержденного в 2000 году. Особенность проявляется в составлении дополнительной формы отчетности. В состав годовой отчетности, помимо основных форм, включается Форма №6 «Отчет о целевом использовании полученных средств». Порядок составления Формы №6 установлен «Указаниями о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности» согласно приказу Министерства Финансов Российской Федерации «О формах бухгалтерской отчетности организации» от 22.07.2003г. №67н. данная форма предоставляется в налоговую инспекцию.

У бюджетных организаций должна быть учетная политика, либо положение по бухгалтерскому учету, в обязательном порядке. Учетная политика создается в соответствии с ПБУ 04/99 «Учетная политика организации». Она включает в себя следующие разделы: общие положения по бухгалтерскому учету (график рабочего процесса, график инвентаризации, обязанности работников бухгалтерии и др.); организация бухгалтерского и налогового учетов (указываются варианты учета и регистры учета); описываются налоги, уплачиваемые организацией. Последний раздел делится на подразделы по видам налогов:

  • 1. Налог на прибыль (присутствует в том случае, если осуществляется неуставная деятельность);
  • 2. НДС (не описывается, если осуществляется деятельность за счет бюджетных средств, исключение составляет продажа имущества);
  • 3. Налог на имущество;
  • 4. Транспортный налог (описывается в том случае, если осуществляется деятельность, приносящая доход);
  • 5. Земельный налог (аналогично транспортному налогу, описывается в том случае, если осуществляется деятельность, приносящая доход);
  • 6. ЕСН;
  • 7. НДФЛ.

Таким образом, ведение налогового и бухгалтерского учета бюджетных организаций, определено рядом документов: Налоговым Кодексом РФ, законом «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ, приказом Министерства Финансов Российской Федерации «О формах бухгалтерской отчетности организации» от 22.07.2003г. №67н, ПБУ 04/99 «Учетная политика организации» и др. В соответствии с этими документами бюджетные организации ведут свою деятельность. Однако, налоговая система Российской Федерации и налоговое законодательство оказывают большое влияние на функционирование предприятий.

Юридические лица создаются в форме коммерческих и некоммерческих организаций — для первых характерной целью деятельности является извлечение прибыли, вторые учреждаются для осуществления иных задач, не связанных с получением прибыли и распределением ее между участниками. Одной из форм некоммерческих предприятий являются бюджетные учреждения. Налоговый кодекс обязывает уплачивать налог на прибыль все без исключения организации, включая бюджетные, при определенных условиях. В статье расскажем про налог на прибыль бюджетных учреждений, рассмотрим сроки и порядок уплаты.

Учреждением называется некоммерческое предприятие, учрежденное владельцем для осуществления функций некоммерческого характера, таких как социально-культурные и управленческие. Учредителем может являться:

  1. Физическое и юридическое лицо (тогда предприятие является частным учреждением).
  2. Российской Федерацией (предприятие будет являться государственным учреждением).
  3. Субъектом или муниципальным образованием (муниципальные учреждения):
  • автономным,
  • бюджетным,
  • казенным.

Бюджетное учреждение — некоммерческое предприятие, учрежденное Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием ради оказания услуг и выполнения работ, направленных на обеспечение возможности осуществления полномочий государственных и региональных властей (утвержденных законом) области образования, культуры, занятости населения, науки, здравоохранения, соцзащиты, физической культуры и спорта, а также в других сферах жизни страны.

Бюджетные учреждения вправе оказывать услуги и выполнять работы:

  • из перечня основных видов деятельности по государственному (муниципальному) заданию (финансируются посредством субсидирования и выделения средств из соответствующего бюджета),
  • сверх задания для физических и юридических лиц за деньги на тех же условиях,
  • не указанные в качестве основных видов деятельности, если они призваны способствовать достижению целей предприятия.

Само бюджетное учреждение не принимает бюджетные средства, деньги направляются в органы государственной власти, местного самоуправления и т.д. И поскольку бюджетное учреждение не признается получателем денег, нему неприменимы нормы Бюджетного кодекса для получателей средств бюджета.

До 1 января 2011 года бюджетные учреждения не имели права на распоряжение заработками от осуществления предпринимательской деятельности. Однако те предприятия, которые учреждались в согласии с Законом № 83-ФЗ, получили разрешение на распоряжение такими средствами. А значит, они (как и коммерческие компании) получают доход за результаты своей работы и сами управляют средствами. Отсюда возникают налоговые обязательства, подлежащие исполнению на общих основаниях. В том числе появляется и необходимость перечисления налога на прибыль с деятельности, направленной на извлечение дохода.

Объект обложения налогом на прибыль появляется в бюджетном предприятии лишь тогда, когда оно осуществляет коммерческую деятельность. Соответственно, если бюджетная организация занимается исключительно выполнением заданий государственных и муниципальных ведомств за счет средств субсидирования и соответствующих бюджетов, результаты ее работы не подлежат обложению налогом на прибыль организаций.

К доходам не относятся следующие категории денежных поступлений (соответственно, не облагаются налогом на прибыль):

  • доходы в виде имущества, оплаченного заранее (не учитывается у тех, кто пользуется методом начисления),
  • доходы в виде имущества, предоставляемого в качестве залога по исполнению каких-либо обязательств,
  • бесплатная помощь, признаваемая безвозмездной при оказании ее иностранными государствами,
  • доходы в виде имущества от государственных или муниципальных предприятий,
  • выданные гранты,
  • целевые поступления (денежные средства из бюджетов любого уровня и от физических лиц для осуществления основной деятельность бюджетного учреждения),
  • пожертвования в любой форме,
  • прочие поступления, перечисленные в ст. 251 Налогового кодекса.

К неучитываемым при обложении налогом на прибыль расходам относятся:

  • дивиденды, начисленные после уплаты налогов (включая налог на прибыль),
  • взносы в уставный капитал других организаций,
  • наложенные на учреждение штрафы и пени за нарушение налоговых обязательств,
  • добровольно совершенные членские взносы в общественные организации,
  • дарение имущества физическим и юридическим лицам,
  • деньги, отданные в профсоюзы,
  • прочие затраты, перечисленные в ст. 270 Налогового кодекса.

Бюджетные учреждения обязаны уплачивать налог на прибыль на общих условиях. Объект обложения налогом — прибыль налогоплательщика. Прибылью, в свою очередь, является разница между всеми денежными поступлениями и затратами, рассчитанные на основании главы 25 НК РФ. То есть прибыль бюджетного учреждения — прибыль от деятельности, осуществляемой с целью извлечения прибыли.

Доходы, учитываемые при уплате налога на прибыль — выручка от продажи товаров, работ и услуг. Внереализационные доходы — это иные денежные поступления.

Учреждения должны разработать и утвердить учетную политику, чтобы всегда по одной схеме рассчитывать налог на прибыль. Субсидии, выделяемые бюджетным учреждениям, не облагаются налогом, поскольку являются средствами целевого финансирования, при условии ведения раздельных книг учета доходов (расходов), которые получены (произведены) в рамках целевого финансирования.

Доходы, полученные учреждением от оказания услуг пенсионерам и инвалидам на дому, а также в полустационарных условиях, не входят в перечень необлагаемых налогом на прибыль доходов. То есть, выручка от оказания социальных услуг также подлежит обложению налогом на прибыль.

Доходы от реализации возмездных работ или услуг, также входят в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль бюджетных учреждений. С целью уменьшения налогооблагаемой базы предприятие может учесть затраты (обоснованные и подтвержденные документами), но лишь те, которые разрешено учитывать налоговым законодательством.

Расходы подразделяются на:

  • Связанные с производственным процессом:
  1. материальные,
  2. на оплату труда,
  3. амортизационные расходы и т.д.
  • Внереализационные.

Если доходы и расходы бюджетное учреждение получает в натуральной форме, стоимость их определяется на дату совершения сделок по аналогичным товарам. Амортизации подлежит исключительно имущество, полученное для ведения предпринимательской деятельности и приобретенное в связи с ее осуществлением. Это означает, что в затратах бюджетного предприятия могут быть учтены лишь расходы на амортизацию основных средств, купленных из заработанных средств и эксплуатируемых только в целях предпринимательства. Способ начисления амортизации выбирается руководством предприятия, отражается в учетной политике и применяется одновременно ко всем амортизируемым объектам (кроме тех, для которых обязателен линейный метод).

Уменьшение доходов от реализации на возмездной основе услуг может производиться на сумму превышения фактически понесенных затрат над суммой выделенных для выполнения задания субсидий. Действия необходимо обосновать путем представления вычислений затрат, не оплаченных их бюджетных средств. Доходы и расходы могут быть признаны методом начисления или кассовым методом на выбор учреждения.

Метод начисления предполагает признание доходов и расходов в отчетном или налоговом периоде, в каком они возникли. Фактические поступления и выплаты, имущество, работы, услуги, имущественные права во внимание не принимаются. Согласно порядку кассового метода, днем получения дохода считается дата поступления денег (работ, услуг, имущественных прав) на расчетный счет, в кассу или на предприятие. Затраты плательщика налогов признаются фактически понесенные расходы.

Доход бюджетного предприятия определяется без учета НДС, налога с продаж и акцизов.

Отчетность бюджетный учреждений по налогу на прибыль

Бюджетные учреждения обязаны отчитываться по налогу на прибыль перед ФНС и сдавать отчетность наравне с коммерческими предприятиями. Чтобы в полной мере располагать информацией о расчете налога на прибыль, бюджетные учреждения должны вести налоговый учет — систему обобщения сведений для исчисления налогооблагаемой базы по налогам на основе первичной документации, рассортированной в утвержденном порядке.

Информация налогового учета должна подтверждаться первичной документацией (копиями первичных документов, используемых в бухучете), справкой из бухгалтерии, аналитическими регистрами, вычислениями налогооблагаемой базы. Налоговые декларации направляются в местные органы ФНС (по месту расположения каждого бюджетного предприятия) в общем порядке, определенном в НК РФ, вне зависимости от:

  • наличия налогового обязательства (уплаты налога или авансового платежа),
  • особенностей исчисления суммы к уплате,
  • уплаты налога.

Бюджетные учреждения, которые не должны уплачивать налог на прибыль, направляют налоговую декларацию по окончании налогового периода (календарного года) в следующем составе:

  • титульного листа (лист 01),
  • листа 02,
  • приложения на случай, если имелись доходы и затраты, виды которых приведены в Приложении №4 к Порядку заполнения декларации по налогу,
  • листа 07 (если были получены деньги целевого финансирования, целевые поступления и прочие средства, перечисленные в п. п. 1, 2 ст. 251 НК РФ).

Пример расчета налога на прибыль бюджетной организации

За отчетный квартал денежные поступления бюджетного учреждения составили:

  • 1 900 000 рублей из бюджета,
  • 175 000 000 рублей целевых средств,
  • 550 000 000 рублей от осуществления предпринимательской деятельности.

В сумме: 2 625 000 рублей.

  • Денежные средства, поступившие от оказания платных услуг, составили:

550 млн. : (2625 млн. — 175 млн.) * 100% = 22,4%

  • Общие затраты за квартал: 2 425 000 (и 175 млн. целевых средств). Расчет затрат на предпринимательскую деятельность:

(2425 млн. — 175 млн.) : 100 * 22,4% = 504 млн. рублей.

  • Сумма, облагаемая налогом на прибыль организаций составит:

550 млн — 504 млн. = 46 млн. рублей.

  • Расчет налога на прибыль по общей формуле:

(550 млн. — 504 млн.) * 0,20 = 9 200 000 рублей.

Законодательные акты по теме

Рекомендуется изучить следующие законодательные акты:

СтатьяОписание
ст. 50 ГК РФО возможности осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности ради достижения целей, для которых организация была создана
ст. 120 ГК РФОб открытии учреждения физическими и юридическими лицами, Российской Федерацией или муниципальными образованиями
Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»Об определении некоммерческих организаций
Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 № 671О формировании гос. задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения гос. задания
Письмо Минфина РФ от 28.09.2012 № 02-13-11/3990О том, что нормы Бюджетного кодекса для получателей бюджетных средств не могут быть применены в отношении бюджетных организаций
гл. 25 НК РФО налоге на прибыль
Письмо УФНС России по г. Москве от 17.10.2011 № 16-15/[email protected]Об обязанности бюджетных организаций уплачивать налог на прибыль с ведения деятельности, направленной на получение дохода
ст. 247 НК РФОбъект налогообложения по налогу на прибыль
ст. 250 НК РФО внереализационных доходах
Письмо Минфина РФ от 28.12.2012 № 03-03-06/4/124О признании средств целевого финансирования облагаемыми налогом на прибыль, если предприятие не ведет для них отдельной книги учета доходов и расходов
Письмо Минфина РФ от 27.06.2012 № 03-03-06/4/68Об обложении налогом на прибыль доходов бюджетных учреждений, полученных от оказания услуг пенсионерам и инвалидам на дому, а также в полустационарных условиях
ст. 270 НК РФРасходы, не учитываемые в целях налогообложения
Приказ ФНС РФ от 22.03.2012 № ММВ-7-3/[email protected]Форма и формат налоговой декларации по налогу на прибыль организации
ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»Руководство для исчисления налога на прибыль
Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 № 114нУтверждение ПБУ 18/02

Баланс (формы 0503130, 0503730)

Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств… (ф. 0503130) и Баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) за 2021 год необходимо сдавать по новым формам.

Выделим особенности составления Баланса по новым формам:

1. Активы и обязательства в Балансе теперь представляются с подразделением на долгосрочные (внеоборотные) и краткосрочные (оборотные). Необходимость такого деления обусловлена вступлением в силу с 01.01.2018 СГС «Представление отчетности»*(2).

Если кратко, то:

  • активы классифицируются как краткосрочные, если их потребление, передачу (продажу) или обращение в денежные средства планируется осуществить в течение 12 месяцев после отчетной даты. В противном случае активы следует классифицировать как долгосрочные.
  • обязательство классифицируется как краткосрочное, если предполагается его погашение в течение 12 месяцев после отчетной даты (даже если первоначальный срок погашения превышал 12 месяцев). В противном случае обязательство следует классифицировать как долгосрочное.

При этом уже сейчас, исходя из отдельных разъяснений финансового ведомства можно выделить ряд случаев, когда задолженность классифицируется как краткосрочная: а) кредиторская задолженность на счетах 205 11, 205 21, 205 31, 205 41, 205 61 «заявительного» характера (задолженность, которая может быть погашена (возвращена) только по обращению кредитора) относится к краткосрочной. б) кредиторская задолженность, числящаяся на соответствующих счетах аналитического учета счетов 0 205 82 000 «Расчеты по невыясненным поступлениям», отражается как краткосрочная задолженность. в) дебиторская задолженность, отраженная на счетах аналитического учета счетов 0 209 70 000 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам», по которой не установлено виновного лица, либо срок погашения (оплаты) задолженности не установлен (не определен), отражается как краткосрочная. г) дебиторская задолженность на счетах 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» и 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам», в объеме показателей ожидаемых доходов, числящихся по состоянию на 01.01.2018 по соответствующим аналитическим счетам счета 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов», отражается как краткосрочная.

2. Показатели активов субъектов отчетности раскрываются в нетто-оценке, то есть за вычетом любой накопленной амортизации амортизируемых активов, убытков от обесценения. Получается, что в валюту баланса активы входят по нетто-оценке. К примеру, права пользования, отражаемые на счете 111 40, входят в валюту баланса за минусом показателей амортизации и убытков от обесценения.

Еще по теме: Групповой учет основных средств в учреждениях госсектора

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1. Как в целях налогообложения доказать налоговым органам, какие денежные средства имели целевую направленность в деятельности бюджетного учреждения, а какие были направлены на ведение предпринимательской деятельности?

Именно для того, чтобы не возникало споров с контролирующими органами касательно данного вопроса, налоговые органы обязывают бюджетные учреждения вести раздельный учет доходов и расходов по бюджетной и коммерческой деятельности.

Вопрос №2. Какие расходы можно учесть для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль?

Налоговую базу можно уменьшить только на расходы, которые:

  • обоснованы и экономически оправданы,
  • подтверждены документально (бумаги оформляются в соответствии с законодательными нормами РФ),
  • возникли в рамках коммерческой деятельности.

Существуют такие затраты, которые невозможно однозначно отнести к ведению предпринимательской деятельности, из таковых учитываться при уплате налога могут только расходы на коммунальные услуги, транспортное обеспечение административно-управленческого аппарата, услуги связи. Затраты должны быть учтена пропорционально доле средств, полученных от коммерческой деятельности в общем объеме средств.

Отзыв ЛБО — не повод отменять закупки

Поправка в 72 статью БК РФ коснулась ограниченного круга лиц: казенных учреждений, а также органов власти и местного самоуправления. Теперь поименованные экономические субъекты вправе заключать государственные и муниципальные контракты даже если доведенные лимиты отзовут.

Однако, сумма заключаемого госконтракта не может превышать объема бюджетных обязательств, поставленных на учет. Причем отзыв лимитов производится с целью приведения их в соответствие с действующим законом или же решением о бюджете.

Система налогообложения для бюджетного учреждения

Выбор системы налогообложения — один из самых важных вопросов при начале ведения внебюджетной деятельности.

Если при регистрации вы не подавали заявление на применение спецрежима, то автоматически вас поставят на общую систему налогообложения

1. Общая система налогообложения

В этом случае, организации должны в полном объеме вести бухучет, формировать книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций. Необходимо платить все общие налоги и сдавать по ним отчетность:

  • налог на прибыль 20% с разницы между доходами и расходами
  • налог на имущество организаций, если у вас есть недвижимое имущество;
  • НДС чаще всего составляет 18% с проданных товаров или услуг и уменьшается на НДС, который вы платите своим поставщикам.

Общая система налогообложения выгодна, если в учреждении доходы минус расходы равно нулю, а так же при этой системе нет ограничений по численности персонала.

2.Так как Ваша организация является бюджетной, то Вы не можете претендовать на такой спец.режим как Упрощенная система налогообложения на основании подп. 17 п. 3 ст. 346.12

3.Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Налоговый режим, который может подойти Вашему учреждению. Но он применяется только по отдельным видам деятельности, которые попадают в список в Налоговом Кодексе.(Перечень видов деятельности приведен в Рекомендация № 1)

Самое привлекательное в этом режиме то, что сумма налога фиксированная и не зависит от ваших фактических доходов. Величина налога зависит от размерности вашего бизнеса: площади торгового зала, количества работников, количества транспортных средств — у каждого вида деятельности свой показатель.

Налог ЕНВД можно уменьшать на страховые взносы. Организации могут снизить налог до половины за счет страховых взносов, которые заплатили за работников.

Чтобы применять ЕНВД, нужно подать уведомление в налоговую в течение 5 дней с начала деятельности. Но прежде проверьте, что в вашем регионе введен этот налоговый режим. Помните, вмененный налог нельзя применять если доля другой организации больше 25% и если у вас больше 100 сотрудников.

Сдавать отчетность и платить вмененный налог нужно поквартально. Поскольку налогообложению ЕНВД подлежит конкретный вид деятельности, то по другим видам, которые не попадают под этот режим, применяется общая система налогообложения.

Обоснование

Отчет о финансовых результатах деятельности (формы 0503121, 0503721)

Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) и Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721) следует сдавать по обновленным формам.

При этом следует учесть такие особенности:

1. В показатели отчетов не включаются показатели по изменениям доходов и расходов, а также показатели по увеличению (уменьшению) активов и обязательств, сформированные в корреспонденции со счетами, предназначенными для отражения ошибок прошлых лет.

2. По строке 371 отражается сумма по данным дебетовых оборотов счета 0 111 40 000 «Права пользования нефинансовыми активами».

По строке 372 отражается сумма по данным кредитовых оборотов счета 0 111 40 000 «Права пользования нефинансовыми активами», а также показатели счета 0 104 40 000. При этом данные по счету 0 104 40 000 «Амортизация прав пользования активами» отражаются следующим образом — кредитовые обороты за отчетный период со знаком «плюс», дебетовые обороты со знаком «минус».

Еще по теме: Форма 0503773 в 2021 году: что учесть?

Налогообложение государственных и муниципальных учреждений: общие положения

Государственные и муниципальные организации, как и коммерческие, перечисляют обязательные платежи в бюджет. Регламентирует уплату налогов, взносов, сборов и пошлин НК РФ. Для казенных, автономных и бюджетных учреждений в налоговом законодательстве существуют определенные особенности по начислению и уплате:

  • налога на прибыль;
  • НДС;
  • госпошлины.

В таблице приведены данные о налогах в учреждениях, которые перечисляют все организации государственного сектора экономики на равных основаниях.

Виды обязательных платежейСтавкаОснованиеСрок уплаты
НДФЛ13% от трудового вознаграждения сотрудников. Работодатель – налоговый агентгл. 23 НК РФНе позднее дня, следующего за выплатой облагаемого дохода, в том числе перечислением на расчетный счет в банке.
Взносы во внебюджетные фонды:
обязательное пенсионное страхование22% на облагаемую базу в пределах установленной максимальной величины, 10% на базу, превышающую установленный максимум.гл.34 НК РФСумма, начисленная за календарный месяц, подлежит уплате не позднее 15 числа следующего месяца.
медицинское страхование5.1%
cоциальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством2.9% на облагаемую базу в пределах установленной максимальной величины
Взносы на обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеванийОт 0.2% до 8.5% в зависимости от присвоенного класса опасности производства.закон 125-ФЗСумма, начисленная за календарный месяц, подлежит уплате не позднее 15 числа следующего месяца.
Налог на имуществоНалог региональный, ставку определяют субъекты федерации, предельный размер 2%гл.30 НК РФ, региональные законыСроки уплаты авансовых платежей и оставшейся суммы налога по окончании расчетного периода устанавливаются законами субъектов РФ. Применяются налоговые льготы в отношении отдельных организаций: система УИС, учреждения, имеющие статус научных центров и т.д.
Транспортный налогНалог региональный, в НК РФ приведены ставки по видам транспортных средств в рублях за 1 л. с., субъектам РФ разрешено увеличить или уменьшить их не более, чем в 10 разгл. 28 НК РФ, региональные законыОрганизации исчисляют сумму налога самостоятельно, выполняют в течение года три поквартальных авансовых платежа в размере ¼ суммы, после 1 февраля следующего года – окончательный расчет на основании декларации. Точные сроки уплаты – в региональных законах.
Земельный налогместный налог ставки определяются муниципалитетами, предельные размеры от 1.5% до 3% в зависимости от назначения участковгл.31 НК РФ, местные нормативные акты Сроки уплаты авансовых платежей и оставшейся суммы налога по окончании расчетного периода устанавливаются нормативными актами муниципалитетов.

Применяются налоговые льготы в отношении отдельных учреждений.

Налоговый учет в госучреждении регулируется специальным разделом в учетной политике.

Налогообложение казенного учреждения

В соответствии с пп.17 п.3 ст.346.12 НК РФ казенное учреждение не вправе применять УСН. В отношении ЕНВД подобных запретов не установлено. Но выбирать эту систему налогообложения для казенного учреждения нерационально. Она предполагает уплату ЕНВД вместо налога на прибыль, а казенные учреждения практически полностью от него освобождены. Основание – п. 33.1 ст. 251 НК РФ. Налог не применяется к доходам от всех услуг и работ. Казенное учреждение обязано начислить и уплатить налог на прибыль, если получены внереализационные доходы:

  • выручка от продажи основных средств;
  • доход от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении, по согласованию с собственником;
  • излишки ТМЦ, выявленные при инвентаризации;
  • добровольные пожертвования.

От уплаты НДС в отношении оказываемых услуг казенные учреждения освобождены на основании пункта 4.1 ст. 146 НК РФ. Но реализация изготовленной продукции в перечень для освобождения от НДС не входит, поэтому подлежит налогообложению. Если казенное учреждение производит продукцию и оказывает услуги, налоговый учет этих операций нужно вести отдельно.

Сроки уплаты:

  • налог на прибыль – не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
  • НДС – не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Перечисление всех налогов, в том числе на прибыль и НДС, возможно только за счет ЛБО, поступивших от ГРБС по соответствующим видам расходов.

На основании пп.4 п.1 ст. 333.35 казенные учреждения освобождены от уплаты госпошлины за совершение юридически значимых действий. Это подтверждается письмом Минфина от 10 мая 2021 г. № 03-05-04-03/26674.

Налогообложение бюджетного учреждения

Бюджетное учреждение не может применять УСН на том же основании, что и казенное. ЕНВД возможно при выполнении ряда условий:

  • вид деятельности, осуществляемой организацией, находится в перечне, утвержденном нормативно-правовым актом муниципалитета;
  • средняя численность работников за предшествующий переходу на ЕНВД год не превышает 100 человек.

Образовательные, медицинские и социальные бюджетные организации не вправе перевести на ЕНВД свои услуги в сфере общественного питания.

На общей системе налогообложения бюджетные учреждения имеют следующие преференции:

  1. От налога на прибыль освобождаются субсидии, полученные на выполнение госзадания, а также средства, перечисленные страховыми компаниями медицинским учреждениям, работающим в системе ОМС.
  2. Не признаются объектом налогообложения по НДС услуги и работы, выполненные бюджетными организациями в рамках государственного либо муниципального заказа.

Если бюджетное учреждение занимается приносящей доход деятельностью, оно должно оплачивать налог на прибыль и НДС только применительно к платным услугам. В связи с этим важно правильно вести раздельный учет облагаемых и необлагаемых доходов и связанных с ними расходов. Принимать к вычету входной НДС можно только по ТМЦ или ОС, поступающим для нужд внебюджетной деятельности.

Оплата НДС и налога на прибыль производится за счет средств, полученных от оказания платных услуг. Все остальные налоги и взносы перечисляются из полученных субсидий.

Обновлены условия выполнения госзадания

Чиновники скорректировали условия, которые определяют факт выполнения государственного (муниципального) задания для учреждений. Теперь госзадание считается невыполненным, если учреждение не достигло либо превысило установленные предельно допустимые показатели.

Данные показатели характеризуют объем и качество оказываемых услуг (работ) и разработаны в соответствии с федеральными базовыми перечнями государственных и муниципальных услуг.

Следовательно, государственное задание будет считаться не выполненным, если учреждение не достигнет установленных показателей с учетом допустимых отклонений. В таком случае субсидию на выполнение госзадания придется вернуть учредителю.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: