Особенности учета рабочего времени водителей автомобилей

Грузовые и пассажирские транспортные средства относятся к категории тяжёлых и являются прямым источником повышенной опасности. Законодательные нормы регулируют длительность пребывания водителя за рулём, как в случае с автобусами и грузовиками, так и при управлении легковым автомобилем. Как режим труда и отдыха водителей влияет на безопасность пассажиров, и сколько времени можно находиться за рулём? Виды отдыха и предъявляемые к ним требования.

Режим труда и отдыха водителей: основные правовые положения на 2021 год

Составление рабочего графика

График работы составляется на месяц и включает рабочие дни с учётом начала и завершения смены, время на перерыв для обеда и отдыха, выходные дни и специальные перерывы для определённых категорий водителей. Учёт рабочего времени может быть ежедневным или суммированным.

Режим труда и отдыха водителей: основные правовые положения на 2021 год

Ежедневный учёт

Пределы, которыми определяется длительность рабочего дня, регулирует приказ Минтранса 15. Ежедневный учёт предполагает работу водителя согласно традиционной 40-часовой неделе. При 5 рабочих днях длительность смены не должна превышать 8 часов. При 6 рабочих днях, длительность смены не должна превышать 7 часов. Эти 7 часов включают не только конкретно время пребывания за рулём, но также время, которое водитель тратит на выполнение других рабочих обязанностей. Подробнее данные нюансы будут рассмотрены в разделе «Рабочее время водителя».

Суммированный учёт

При суммированном учёте допускаются расхождения в длительности рабочего дня. Смены могут быть длинными и не соответствовать нормативам, но если посчитать количество рабочих часов за месяц, они должны укладываться в нормы. Схема подсчёта в данном случае более сложная, и учитывать рабочие часы можно как за месяц, так и за сезон в определённых случаях. Речь идёт о ситуациях, когда установленную еженедельную или ежедневную норму выполнить не удаётся. Сезонная продолжительность учётного периода до 6 месяцев допускается, если составляется режим труда и отдыха водителей автобуса, если они перевозят пассажиров и работают в курортной местности. Также это водители, деятельность которых связана с сезонными работами.

Режим труда и отдыха водителей: основные правовые положения на 2021 год

При введении работодателем суммированного учёта, мнение представительного органа сотрудников обязательно должно учитываться, а продолжительность рабочего времени за весь период также должна соответствовать норме по количеству рабочих часов. Ограничения в данном случае всё равно есть. Это максимальная длительность рабочего дня, не превышающая 10 часов и определённые исключения, когда рабочий день может достигать 12 часов. К исключениям относятся следующие виды занятости:

  • перевозки на аварийно-спасательных, пожарных и инкассаторских транспортных средствах;
  • перевозки на легковых служебных авто при обслуживании руководителей, органов местного самоуправления и государственной власти;
  • внутрикарьерные, внутризаводские и внутриобъектные технологические перевозки, при которых транспортное средство не выходит на дороги общего пользования и улицы города;
  • перевозки при работе с аварийными службами и коммунальными службами, учреждениями здравоохранения, службами почтовой, телефонной и телеграфной связи;
  • водители пригородных и городских маршрутных автобусов;
  • междугородные перевозки.

Поскольку и суммированный, и ежедневный учёт должны включать рабочее время водителя и его время на отдых (все виды перерывов), следует более детально ознакомиться и с этими составляющими.

Режим труда и отдыха водителей: основные правовые положения на 2021 год

Мосгортранс: Продолжительность рабочей смены водителей автобусов может составлять до 12 часов

Продолжительность рабочей смены водителей наземного городского транспорта составляет 10 часов, но может быть увеличена до 12 часов по согласованию с представительным органом работников и самого работника, сообщает пресс-служба ГУП «Мосгортранс».

«Согласно существующим нормам, установленным Минтрансом России от 20.08.2004 г. №15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», в ГУП «Мосгортранс» применяется суммированный учет рабочего времени водителей, работающих на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах. Так, продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать 10 часов. В то же время рабочая смена может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников и самого работника», — пояснили в предприятии.

Как ранее сообщил портал M24.ru со ссылкой на источник в пресс-службе столичной полиции, московские следователи направили руководству ГУП «Мосгортранс» представление об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки автобусного парка, в котором работал предполагаемый виновник ДТП на ул. Новощукинская, в результате которого погибли два человека. Ранее в ходе расследования были установлены факты нарушения законодательства руководством автопарка. Так, в мае 2015 г. водитель автобуса находился за рулем ежедневно около 11 часов с перерывом на выходные. Согласно данным полиции, выявленные факты не единичны, а руководство не следит за состоянием автопарка и здоровьем работников.

В свою очередь, в Мосгортрансе отметили, что никаких официальных предписаний от следственных органов о выявленных нарушениях в организации ведомство не получало.

«Специально созданная комиссия при участии ГУП «Мосгортранс» оказывает следствию всестороннюю помощь в выяснении всех причин и обстоятельств произошедшего. На сегодняшний день ГУП «Мосгортранс» не получало никаких официальных предписаний от следственных органов о выявленных нарушениях в организации работы филиала транспортного предприятия, которые могли стать причинами произошедшего ДТП. Отметим, что водитель автобуса вышел на работу 1 июня после двухдневного отдыха и все показатели здоровья на предрейсовом осмотре были в норме», — сообщили в Мосгортрансе.

При этом в пресс-службе отметили, что филиалы предприятия ведут постоянный контроль за переработками водительского состава. В частности, водителям предоставляются два перерыва для отдыха и питания не менее 30 минут, время на прохождение предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей, осмотр подвижного состава перед выходом на линию и после не менее 40 минут. Все перерывы водители могут осуществлять только на конечных станциях, где создана необходимая инфраструктура, включая столовые и комнаты отдыха. Кроме этого, продолжительность еженедельного междусменного отдыха водителей должна составлять не менее 42 часов.

В Мосгортрансе также отметили, что во всех филиалах предприятия усилен контроль за соблюдением технологии предрейсовых осмотров, а также за соблюдением графиков работы водителей.

Ранее лидер ЛДПР Владимир Жириновский заявил журналистам, что для водителей общественного транспорта необходимо установить сокращенный рабочий день — шесть часов.

Рейсовый автобус наехал на остановку общественного транспорта у д. 7 на ул. Новощукинская 1 июня. На месте происшествия погиб один ребенок, еще шесть человек получили травмы различной степени тяжести. На следующий день в больнице скончалась одна из пострадавших, 63-летняя женщина. По факту ДТП было возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека».

Рабочее время водителя

Общий объём рабочего времени состоит не только из периода, когда водитель находится за рулём ТС, но также из следующих временных периодов:

  1. Управление машиной.
  2. Подготовительные работы перед началом смены и перед её завершением, особенно, если составляется режим труда и отдыха водителя международника.
  3. Перерывы на отдых, специально установленные работодателем в конечном пункте и в процессе передвижения.
  4. Простой, причина которого не заключается в вине водителя.
  5. Вынужденный простой во время разгрузки или погрузки товаров.
  6. Вынужденный простой на участках со специализированными автомобилями.
  7. Период прохождения медосмотра перед выходом на смену или перед выездом на рейс, а также после завершения смены. Дорога туда и обратно обязательно учитывается, если до места прохождения медосмотра необходимо добираться.
  8. Период управления ТС во время дальнего рейса, когда водителя сменяет напарник.
  9. Время, которое водитель затрачивает на организацию охраны ТС и перевозимого груза на промежуточных станциях или стоянках. Речь идёт о междугородних перевозках.
  10. Время, которое водитель тратит на устранение поломок обслуживаемого транспортного средства в период рабочей смены.

Это интересно: Отзывы владельцев о Киа-Оптима 2010—2015

Помните, что намерение работодателя заставить сотрудника делать перерыв за счёт времени на обед, не является законным. Также стоит обратить внимание на время, которое уходит на охрану перевозимого груза. Засчитывается это время не в полной мере, но 30% должно засчитываться обязательно.

Также засчитывается и время пребывания водителя на рабочем месте, во время которого он не управляет машиной. Такие часы засчитываются минимум в количестве 50%.

Время управления авто

Ранее уже упоминался тот факт, что положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей регулирует любые периоды, связанные с рабочими обязанностями сотрудника. Отдельно стоит поговорить о времени, которое водитель тратит конкретно на управление автомобилем. В течение смены этот период не должен превышать 9 часов.

Если речь идёт о перевозке пассажиров по горной местности в габаритном транспорте длиной, превышающей 9,5 метра, максимальный период управление ТС сокращается до 8 часов. Данное правило также учитывается, когда составляется режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей, транспортирующих крупногабаритные, длинномерные или тяжеловесные грузы. Увеличение времени управления транспортным средством допускается в следующих случаях:

  1. Суммированный учёт времени допускается при управлении пригородными или городскими автобусами.
  2. Увеличение смены до 10 часов допускается не чаще двух раз в неделю при использовании суммированного учёта рабочего времени. За 2 недели длительность управления автомобилем не должна превышать 90 часов.

Можно сделать вывод о том, что водители пригородных, городских и грузовых транспортных средств отличаются самыми загруженными рабочими днями. При этом верхний предел в плане времени управления ТС устанавливается не всегда. Длительность управления автобусом может достигать 11 часов при смене длительностью в 12 часов.

Штраф за нарушение законодательных норм

Если верить статистике, то среди наиболее часто встречающихся видов нарушений режима труда и отдыха водителей можно выделить:

  • превышение нормы времени для управления транспортом;
  • нарушение рабочего времени при суммированном учёте;
  • направление в длительный рейс без сменщика, особенно ночью;
  • отсутствие графика работы для водителя (от начальника).

По ч. 3 ст. 11.23. КоАП РФ оговорены стандартные штрафы за нарушение режима труда и отдыха водителей, включая несоблюдение норм времени управления машиной и допустимого времени отдыха. Санкции могут назначить как самому водителю, его руководству или прочим ответственным особам, по документам компании:

  • водителю — от 1, 5 до 2 тыс. руб.;
  • должностному лицу — от 7 до 10 тыс. руб.;
  • ИП — от 15 до 25 тыс. руб.;
  • юрлицу — от 20 до 50 тыс. руб.

Своевременно заплатить штраф можно напрямую на портале ГИБДД, Ространснадзора и на официальном сайте Госуслуг. Только если у рассматриваемой фирмы имеется в ассортименте огромный автопарк и внушительный штат водителей, найти и оплатить все штрафы гораздо быстрее можно через сервис OnlineГИБДД и проверять каждый транспорт и водителя вручную не нужно.

Сам виртуальный контроль ведётся автоматически по базе федерального казначейства, где загружена необходимая информация обо всех выписанных штрафах.

Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42 Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34 Россия: +7 (499) 755-96-84

Важно запомнить, что режим труда и отдыха водителей – не очередная законодательная блажь, а обязательная мера, которая позволяет создать благоприятные условия для регулярных перевозок. Важно соблюдать рассмотренные правила и вести строгий отчёт при помощи тахографа, чтобы в будущем не иметь проблем во время непредвиденных проверок.

Режим отдыха

Законный отдых, в свою очередь, представлен такими составляющими, как обеденный перерыв, перерыв на питание, еженедельные выходные и специальные перерывы для водителей междугородников. Индивидуальные нормативы действуют относительно каждого из перечисленных видов перерывов.

Отдых и принятие пищи

Длительность полноценного приёма пищи, в зависимости от длительности смены, колеблется в пределах 30 — 120 минут. Если рабочий день превышает 8 часов, обеденный перерыв может составлять 2 часа.

Режим труда и отдыха водителей: основные правовые положения на 2021 год

Перерыв между сменами

Если учёт времени происходит по стандартной схеме, длительность отдыха между сменами может быть в два раза больше, чем длительность смены. Время на обед также входит во время, отведённое на ежедневный отдых. Например, при длительности рабочей смены с 8 до 17 и часе обеденного перерыва, между сменами водитель должен отдыхать 15 часов минимум. При семи часовом рабочем дне длительность отдыха может сократиться до 13 часов. Исключения в данном случае также имеются:

  1. Если речь идёт о пригородных или городских перевозках, время на отдых между сменами сокращается до 9 часов. При этом отдых в 2 суток положен водителю после окончания второй смены.
  2. При междугородних перевозках время на отдых между сменами составляет до 11 часов, при этом сокращать время на отдых до 9 часов допустимо только три раза в неделю. Если такое происходит, в конце рабочей недели предоставляется дополнительный отдых до конца следующей недели. Длительность такого отдыха должна приравниваться к количеству потерянных часов в течение рабочей недели.
  3. Разбитый отдых между сменами допускается в отдельных случаях. Деление происходит так, чтобы одна часть приравнивалась 8 часам, а общее время не было менее 12 часов.

Это интересно: Тюнинг души

Непрерывный еженедельный отдых

Данный вид отдыха представлен еженедельными выходными, длительность которых должна составлять минимум 42 часа. В отдых между сменами выходные при расчёте не включаются. Если речь идёт о стандартной рабочей неделе, общее количество часов на непрерывный отдых должно составлять 57 часов. При суммированном графике работы допускается назначение выходных в разные дни.

Режим труда и отдыха водителей: основные правовые положения на 2021 год

Специальные перерывы

Специальные перерывы предназначены водителям междугородникам, и их длительность составляет 15 минут. Через 4 часа после непрерывного управления транспортным средством должен быть первый такой перерыв, а каждые последующие 2 часа назначаются следующие перерывы длительностью в 15 минут. Специальный перерыв не предоставляется, если его время совпадает с перерывом на обед.

Разъясните, как оплачивается работа водителя, в вечернее время, ночью, праздничные дни?

Трудовой кодекс РФ не содержит определения понятий «вечернее время» и «вечерняя смена» и не регулирует обязанность работодателя устанавливать повышенную оплату труда в вечернее время.

Ранее доплата за работу в вечернюю смену была предусмотрена Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 12.02.1987 № 194 «О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства». Это Постановление утратило силу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.04.2011 № 332.

Согласно ст. 96 ТК, ночным считается время с 22.00 до 6.00 утра. Работа именно в этот промежуток и признается работой в ночное время. В трудовом договоре прописываются часы работы; работник, подписывающий договор, дополнительно подписывает свое согласие на работу в ночное время.

В соответствии со ст. 154 ТК РФ, каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Постановление Правительства РФ от 22.08.2007 № 554 установлено, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Многие работодатели, привлекающие сотрудника к работе в нерабочие праздники и выходные, не желают доплачивать за ночное время, ссылаясь на ст.153 ТК. Но действие нормы ст.153 ТК не отменяет действие ст.154 ТК, следовательно, работодатель должен выплатить и за работу в праздники, и за ночное время. 20% должны отсчитываться от обычной зарплаты, а не от зарплаты с повышенными расценками.

Если вы работаете не по трудовому, а гражданско-правовому договору, для вас не действует норма ст.154 ТК. Размер оплаты будет определен договором, а работник, фактически оказывается без компенсации за неблагоприятные условия труда.

Рекомендация №178, данная Международной организацией труда в 1990 г. содержит пункт, гласящий о том, что компенсация может быть заменена на сокращенное рабочее время. Россия данный акт не ратифицировала, поэтому Трудовой кодекс не содержит такой альтернативы.

Доплата за работу в ночные часы — обязанность работодателя. Пункт в трудовом договоре об обычной оплате за такой труд противоречит законодательству и является недействительным. Если работодатель по каким-то причинам отказывается компенсировать такую работу — обращайтесь в свой профсоюз или суд.

Дополнительный отпуск за работу в вечернюю смену

При многосменном режиме работы за работу в вечернюю смену предусмотрены дополнительные отпуска.

Работающим в две смены – из расчета по одному дню за каждые отработанные два года, но не более двух дней, а работающим в три смены – по одному дню за каждый отработанный год, но не более четырех дней.

Продолжительность отпусков нужно определять в зависимости от количества отработанных вечерних и ночных смен.

Право на указанные дополнительные отпуска имеют сотрудники, проработавшие не менее 50 процентов вечерних или ночных смен в рабочем году (не менее 60 вечерних или 40 ночных смен). Это установлено в подпункте «б» пункта 9 постановления № 194.

Ненормированный рабочий день

Отдельно стоит поговорить о ненормированном рабочем дне, для которого законодательство также предусматривает свои нормативы. К сотрудникам, рабочий день которых не нормирован, относятся водители транспортных средств, которые задействованы в изыскательских партиях и экспедициях в следующих сферах:

  • изыскательные и топографо-геодезические работы в полевых условиях;
  • геологоразведочные работы.

Дни непрерывного отдыха предоставляются на общих основаниях, а на нормальную продолжительность рабочей недели ориентируются при установке продолжительности и количества рабочих смен.

Режим труда и отдыха водителей: основные правовые положения на 2021 год

Продолжительность ненормированного рабочего дня может быть любой, но в неделю водитель должен работать не более 40 часов.

Использование тахографа

Использование тахографа позволяет контролировать режим работы водителя путём установки данного устройства на транспортное средство. Происходит регистрация маршрута движения машины и её скорости с учётом трудового графика сотрудника, который транспортным средством управляет. Установка тахографа является обязательной для следующих видов транспорта:

  • грузовые авто с максимальной массой в 3,5 тонны;
  • любые автомобили массой свыше 5 тонн;
  • автомобили весом менее 5 тонн, рассчитанные на 8 пассажиров;
  • все ТС, используемые для коммерческих перевозок.

Тахографы без криптозащиты, установленные до марта 2014 года, в 2018 году использовать нельзя.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: