Встречная проверка документов: сроки, требования и особенности проведения


Цели и задачи встречных проверок

Целями, которые ставят перед собой инспекторы ИФНС, являются:

  1. доказать реальность существования операций, которые совершались конкретной организацией;
  2. подтвердить законность происхождения документов;
  3. уточнить соответствие сумм у сторон-участниц сделок договорных отношений.

Возможность истребования документов в рамках контролирующей деятельности регулируется регламентом работы налоговых инспекций. Важно! Отказаться от предоставления документов организация не может, в противном случае бездействие грозит штрафными санкциями.

Положен ли штраф из-за задержки отправки ответа

Налоговая может оштрафовать в таких случаях:

Документы не были сданы вообще.

Документы сдали, но позже указанного срока.

В предоставлении данных было отказано.

Штраф за такие нарушения составляет от 10 до 20 тысяч рублей в зависимости от того, сколько раз наблюдалась задержка документов или отказ в их предоставлении. Возможна и блокировка расчетного счета, что по сути замораживает деятельность компании.

До 31 мая 2021 года Правительством России был введен запрет на наложение штрафов по статье 126 НК РФ.

«Даже если предприятие продолжает работать и не предоставляет документы или другие сведения в налоговую, штрафов быть не должно. Это связано с тем, что бухгалтер может уйти на больничный или просто не работать в нерабочие для всей страны или региона дни. При возможности, с ответом лучше не затягивать, но риск назначения штрафных санкций минимален».

Налоговый эксперт Шабаркова Т.Р.

Процесс проведения

Налоговой инспекцией оформляется требование о предоставлении документов, которое вручается налогоплательщику на руки или по почте. Интересен механизм возникновения требования.
Если проверки инициируется инспекцией другого региона, производится взаимный обмен информацией между инспекциями и далее истребованием документов занимается ИФНС региона прикрепления плательщика. После получения требования, организацией в срок, указанный в документе, предоставляются требуемые копии бумаг, заверенные в установленном порядке.

Важно! Решение по материалам встречной проверки налогоплательщику не вручается, данные остаются в материалах проверки другой организации.

Понятие и порядок встречной налоговой проверки

Встречная налоговая проверка — это одна из мер налогового контроля, не являющаяся самостоятельным видом налоговых проверок. Встречная проверка является частью алгоритма камеральной, выездной или повторной проверки или в случае обоснованной необходимости в получении сведений о конкретной сделке.

Сроки встречной налоговой проверки не определяются налоговой службой какими-либо датами в отличие от выездной проверки, а также количеством проводимых проверок. Встречная проверка не предназначена для подтверждения правильности исчисления налогов и взносов, она входит в состав камеральной или выездной проверки.

Наиболее частые случаи

Чаще всего «встречки» создаются по налогу на добавленную стоимость (НДС), уплата которого в бюджет напрямую связана с входящими счетами-фактурами поставщика. Особенно это касается случаев возмещения НДС: любые выплаты из бюджета, даже законные, попадают под пристальное внимание контролирующих органов. В данной ситуации в обязательном порядке потребуются:

  • договор поставки (купли – продажи);
  • товарная накладная (накладные) ТОРГ-12;
  • счет – фактура (счета-фактуры);
  • книга продаж;
  • книга покупок.

Пакет может быть абсолютно разным. Связано это с отсутствием перечня в самом регламенте и прочих документах законодательства, прописывающих проведение встречных проверок.
Могут запрашиваться также данные об уплате налога НДС, транспортировке груза. При этом необходимо представить договор с транспортной компанией или подтверждение наличия автомобилей при самовывозе и так далее.

Инспекцией проверяется вся цепочка движения товара, дополнительно запрашиваются сведения о поставщике.

Важно! Если организация не владеет всеми сведениями по требованию, например, об очередности перемещения товара, то нужно просто составить справку о невозможности предоставления информации и приложить к перечню, сопровождающему копии документов.

Цель проведения

Суть встречной проверки заключается в том, чтобы уточнить разные обстоятельства и подробности конкретной сделки, которая по разным признакам может признаваться незаконной. По результатам такой сделки обычно значительно увеличивается или уменьшается выручка компании. Поэтому возникают сомнения у проверяющих относительно того, является ли такая операция правомерной. Нередко она приводит к тому, что снижаются налоговые отчисления компании.

Инициируется встречная проверка для достижения сразу нескольких целей. К ним относится:

  • проверка подлинности и законности переданных фирмой документов;
  • изучение сведений в аналогичных документах разных компаний, чтобы убедиться, что отсутствуют намеренные исправления;
  • сверка сведений о разных финансовых операциях, совершаемых компанией и ее партнерами;
  • подтверждение существования конкретных контрагентов, а также того, что они действительно занимаются предпринимательской деятельностью.

При выявлении разных серьезных нарушений во время встречной проверки привлекаются к ответственности обе компании. Обычно такое исследование проводится в случае, если сделка совершается на сумму, превышающую 100 млн руб.

Сроки предоставления документов

После получения требования (для писем, посланных по почте, добавляется 6-тидневный срок на доставку) налогоплательщику предоставляется пятидневный срок на подготовку пакета бумаг. Если у предприятия по субъективным причинам нет возможности соблюсти период, необходимо сообщить об этом в инспекцию, и срок будет продлен.
В случае игнорирования требований ИФНС организация может получить штраф за непредставление документов по ст. 129 НК РФ, а также кодексом административных правонарушений с наложением санкций на должностное лицо.

Важно! Поскольку штрафные санкции ничтожны, некоторые организации не отвечают на требования по встречным проверкам ввиду их большого количества. Необходимо помнить, что такие действия повлекут последствия для покупателя товаров, услуг, взаимодействие с которыми послужило причиной проверки.

Встречная проверка: контрагент a из ЕГРЮЛ

При проведении камеральных и выездных проверок ФНС налогоплательщики часто переживают: что ожидать от итогового акта, если их контрагента уже не существует.

В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Они могут быть истребованы как во время проведения проверки, так и в период проведения дополнительных мероприятий контроля, а также вне рамок проверок.

Налоговый орган, осуществляющий проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемой организации, в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). Процедура оформляется сопроводительным письмом к полученным документам (информации) налогового органа – исполнителя – инициатору запроса о ее проведении, которое направляется как по электронным каналам связи, так и по почте.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ Одной из форм налогового контроля, предусмотренного гл. 14 НК РФ, является истребование налоговым органом документов (информации) о налогоплательщике или информации о конкретных сделках у третьих лиц.

Ответ на поручение об истребовании документов состоит из двух частей. В первой указывается общая информация о налогоплательщике-контрагенте, там же могут быть представлены дополнительные сведения, например о выявленных нарушениях при проведенных у контрагента проверках, а также направляется копия бухгалтерской и налоговой отчетности за интересующий период времени. Вторая часть ответа представляет собой непосредственно те документы, которые представлены контрагентом по требованию.

Контрагент исключен из ЕГРЮЛ

Организация может быть исключена из ЕГРЮЛ в случае ее ликвидации (добровольной или принудительной), в том числе через процедуру банкротства, на основании решения суда в связи с нарушениями при ее создании, а также как фактически не действующая в соответствии со ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

ПЕРВОИСТОЧНИК Вне рамок проведения налоговых проверок налоговый орган вправе истребовать только документы (информацию) относительно конкретной сделки у ее участников или у иных лиц, располагающих такими документами (информацией), и только в случае, если возникает обоснованная необходимость. — Пункт 2 ст. 93.1 НК РФ.

Первая часть ответа налоговым органом – исполнителем поручения направляется в любом случае, независимо от того, представит контрагент документы по сделке или он уже вообще исключен из ЕГРЮЛ. Именно отсюда будут сделаны выводы о нахождении контрагента по адресу регистрации, получении им корреспонденции, «массовости» адреса. Из копии отчетности контрагента будут сделаны и выводы о наличии сотрудников (форма 2-НДФЛ), имущества и основных средств (декларация по налогу на имущество и бухгалтерский баланс), транспорта (декларация по транспортному налогу), земельных участков (декларация по земельному налогу).

Еще некоторое время назад многие налогоплательщики и проводящие проверки инспекторы полагали, что если контрагент уже ликвидирован или исключен из ЕГРЮЛ по иным обстоятельствам, это однозначно свидетельствует о его «однодневности» и недобросовестности самого налогоплательщика. Такой вывод подкреплялся данными из отчетности контрагента, которые могли не соответствовать данным по документам, представленным проверяемым налогоплательщиком.

На самом деле разница между тем, не представлены ли контрагентом – юридическим лицом документы по встречной проверке, и тем, что контрагент исключен из единого реестра, состоит лишь в том, что в первом случае непредставление документов можно попробовать объяснить, во втором – документы в принципе уже не будут получены никогда. Обязанность продолжать деятельность и реагировать на требования в течение нескольких лет после совершения сделок со своими контрагентами не может предъявляться налоговыми органами ни к одному из участников сделки, и ликвидация организации в какой-либо момент времени – совершенно нормальное явление.

ПОЗИЦИЯ ФНС Исчерпывающий перечень лиц, понимаемых под «иными лицами», ст. 93.1 НК РФ не определен. Поэтому истребовать документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика или конкретной сделки, налоговый орган вправе у любого лица, располагающего ими, в том числе у физических лиц, являющихся сотрудниками налогоплательщика. — Письмо от 13.09.2012 № АС-4-2/15309 (вопрос 12).

Выявить недобросовестного контрагента позволяют обширные внутренние информационные ресурсы налоговых органов, для этого необязательно истребовать у компании документы и довольствоваться фактом исключения ее из единого реестра. Ликвидация юридического лица – контрагента, его реорганизация, равно как и непредставление им документов в рамках «встречки», могут являться лишь одним из доказательств получения необоснованной налоговой выгоды и, особенно в последнее время, не играют существенной роли в признании контрагента недобросовестным.

Налоговые органы, которые основывали свои доказательства недобросовестности налогоплательщика и непроявления им должной осмотрительности при выборе конкретного контрагента лишь на одном факте его исключения из ЕГРЮЛ на момент проверки, успешно проигрывали дела в арбитражных судах. Так, в постановлении 12-го Арбитражного апелляционного суда от 28.06.2010 № А57-25830/2009 указано следующее: «Признание судом недействительной регистрации юридического лица само по себе не является основанием для того, чтобы считать ничтожными сделки этого юридического лица, совершенные до признания регистрации недействительной, поскольку юридическое лицо считается прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ… На момент совершения хозяйственных операций ООО «Техресурс» не было исключено из ЕГРЮЛ, в связи с чем доводы инспекции в указанной части являются несостоятельными».

Аналогичная позиция озвучена и в постановлении 11-го Арбитражного апелляционного суда от 08.02.2010 № А55-14780/2008 (оставлено без изменения постановлением ФАС Поволжского округа от 13.05.2010 по этому же делу): «Поскольку факт государственной регистрации ООО «Торгснаб» на момент осуществления сделки и осуществления деятельности налоговым органом не оспаривается и налоговый орган однозначно не установил, что документы были подписаны неустановленными лицами, суд первой инстанции правомерно посчитал недоказанным неправомерное предъявление обществом налогового вычета».

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ Процедура истребования документов у контрагентов и иных лиц регламентируется п.п. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ и Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов.

Также в постановлении 5-го ААС от 18.02.2010 № 05АП-412/2010 указано следующее: «Тот факт, что государственная регистрация ООО «Юнион Пасифик», ООО «Росток» при их создании была признана арбитражным судом недействительной, не свидетельствует о том, что сделки данных юридических лиц с налогоплательщиком, совершенные до признания государственной регистрации данных организаций недействительными, являются ничтожными. Следовательно, сам по себе факт признания недействительной государственной регистрации ООО «Юнион Пасифик», ООО «Росток» при их создании не свидетельствует о фактическом отсутствии хозяйственных отношений между предпринимателем и данными юридическими лицами».

ВАЖНО В РАБОТЕ Требование о представлении документов (информации) по встречной проверке направляется контрагенту (иному лицу) в том же порядке, что и проверяемому налогоплательщику.

В пользу налогоплательщика по аналогичным обстоятельствам дела принято постановление ФАС Поволжского округа от 26.01.2012 № А55-578/2011.

Однако если налоговый орган приведет доказательства того, что информация в едином реестре о контрагенте уже на момент совершения сделки отсутствовала и налогоплательщик не мог об этом не знать, решение суда будет принято в пользу инспекции. На это, в частности, указывают постановления ФАС Московского округа от 19.07.2012 № А40-85723/2011, 15-го Арбитражного апелляционного суда от 11.10.2010 № 15АП-10056/2010.

Решение может быть принято не в пользу налогоплательщика при исключении его контрагента из ЕГРЮЛ и если помимо этого факта налоговый орган сможет привести иные, более существенные, доказательства получения необоснованной налоговой выгоды. Такой вывод следует, например, в постановлении 4-го ААС от 19.03.2009 № А19-15170/08.

ВАЖНО В РАБОТЕ С 01 января 2014 года разграничивается налоговая ответственность за непредставление документов (информации) по встречной проверке (п. 6 ст. 93.1 НК РФ в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 248-Ф): — за отказ от представления истребуемых по встречной проверке документов или непредставление их в установленные сроки наступает ответственность, предусмотренная ст. 126 НК РФ; — за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации наступает ответственность, предусмотренная ст. 129.1 НК РФ.

В последнее время споров по ситуациям, когда недобросовестность налогоплательщиков оценивается только по факту исключения его контрагентов из ЕГРЮЛ на момент проверки, рассматривается в судах все меньше, что говорит о понимании контролирующими органами перспектив таких дел. Поэтому при отсутствии иных фактов, которые бы позволили ФНС усом-ниться в совершенных сделках, в ситуации, когда контрагент исключен из ЕГРЮЛ, организациям беспокоиться не следует.

Если контрагентом был предприниматель

Физические лица могут прекратить предпринимательскую деятельность путем подачи соответствующего заявления в регистрирующий орган. Однако независимо от приобретения либо утраты ими специального правового статуса физические лица подлежат контролю и привлечению к ответственности (определение Конституционного суда РФ от 25.01.2007 № 95-О-О), и у бывших предпринимателей может быть проведена выездная проверка (письмо Минфина от 23.01.2012 № 03-02-08/6).

Как было отмечено в начале статьи, в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ налоговые органы вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию). Таким образом, независимо от статуса физического лица, в том числе если прекращена предпринимательская деятельность, документы им могут и должны быть представлены по требованию инспекции.

Непредставление контрагентом документов по требованию ФНС по причине его исключения из ЕГРЮЛ лишь немного затрудняет и удлиняет проверку налогоплательщика, но никак не может однозначно свидетельствовать о недобросовестности или непроявлении им должной осмотрительности. Такие факты должны быть установлены проверяющими в совокупности с другими обстоятельствами из других источников. Сформировавшаяся арбитражная практика уже позволяет налогоплательщикам не отслеживать правоспособность контрагентов после совершения сделки.

  • Назад
  • Вперёд

Форма документов

Копии, предоставляемые в инспекцию, необходимо заверить. Для этого все листы сопровождаются записью «копия верна» с указанием:

  1. должности;
  2. фамилии с инициалами ответственного лица (руководителя или предпринимателя);
  3. подписи и печати организации (при наличии).

Если документ имеет большое количество листов, допускается прошивка с приклеиванием пломбировочного листка с указанием количества листов. Таким документом могут быть книга покупок или книга продаж за конкретный период. В этом случае заверяется первый лист и пломбировочный.
Нотариально заверенные копии не предоставляются.

Важно! Составлять сопроводительное письмо с перечнем всех документов. Второй экземпляр с отметкой инспекции остается у налогоплательщика.

Вспомним главное

Требование выставляет ваша ИФНС на основании поручения инспекции контрагента (Пункт 3 ст. 93.1 НК РФ). При этом к требованию инспекторы должны приложить копию поручения (Пункт 4 ст. 93.1 НК РФ). Правда, иногда налоговики забывают это делать. И в подобной ситуации один из судов посчитал, что такое нарушение процедуры истребования документов не ущемляет прав организации (Решение АС Свердловской области от 26.03.2008 по делу N А60-1140/2008-С10), а соответственно, нет оснований для непредставления документов.

В рамках встречной проверки у вас могут попросить представить как документы, так и информацию (Пункты 1, 2 ст. 93.1 НК РФ). При этом, если ранее вы представляли какие-либо документы, повторно представлять их не нужно (Пункт 5 ст. 93, п. 5 ст. 93.1 НК РФ). И хотя в НК РФ речь идет о документах, представленных ранее в ходе ваших выездных или камеральных проверок, налоговики стараются не запрашивать у вас даже то, что вы представляли уже в рамках встречных проверок. Ведь согласно их внутренним регламентам представленные вами документы сканируются и заносятся в единую базу (по всем ИФНС). И когда у инспекторов возникает необходимость в этих документах, они просто запрашивают в системе хранения их скан-образы.

Обсуждаем с руководителем Непредставление документов (информации) налоговикам при «встречке» может испортить взаимоотношения с контрагентом. Ведь отказ представлять документы, как правило, влечет негативные для него последствия: ему откажут в вычетах НДС и снимут «прибыльные» расходы.

Если налоговики не проводят камеральную или выездную проверку вашего контрагента, но им нужны данные о ваших взаимоотношениях (обычно это связано с предпроверочной работой в отношении этого контрагента), то инспекторы могут истребовать информацию по интересующей их сделке (Пункт 2 ст. 93.1 НК РФ). И, так как в НК РФ нет разъяснений, что же подразумевается под информацией, вы имеете право сами решить, в каком виде вам ее удобнее представить, например: (или) написать письмо, описав условия сделки; (или) просто представить документы по этой сделке. Кстати, получив требование о представлении информации, можете «обрадовать» контрагента: скорее всего, его ждет выездная проверка.

Проверки при ведении строительных работ

Одним из сложных случаев выборки документов является проверки по проведенным строительным работам. Особенно часто рассматривают случаи по объектам капитального строительства, созданного для собственных нужд с привлечением подрядных организаций.
Здесь изучаются вопросы, касающиеся смет и включения в стоимость работ материалов, закупленных с НДС или без обложения налогом. В таком случае проверке подлежат все подрядчики, их документация и вся цепочка поставщиков материалов для нужд строительства.

Важно! Обращать внимание на сметы и включение в состав использованных материалов.

Частный случай проверки при совмещении режимов

Если в организации, которой направлено требование, производится совмещение режимов налогообложения (облагаемых и необлагаемых НДС), интересным является предоставление книги продаж и книги покупок при проверке НДС.
В этом случае в книгах указываются данные, касающиеся только товаров, облагаемых НДС. Счета-фактуры же предоставляются полностью. То есть, суммы книг покупок не будут совпадать с данными полученных счетов-фактур. Налоговая инспекция может потребовать предоставить оригиналы документов для сличения данных.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: