Налог на игорный бизнес в 2020–2021 годах (ставки)

Налог на игорный бизнес — основание, правовые основы, объекты налогообложения и налоговая база. Все самое главное об игорном налоге простыми словами.

Игорный бизнес включает в себя организацию и проведение азартных игр с применением специального оборудования, прием ставок в букмекерских конторах (БК) и на тотализаторах (ТОТО). Как и любое предпринимательство, эта отрасль подлежит налогообложению. Рассмотрим, какими документами регулируются налоги на игорный бизнес и какие существуют ставки для участников рынка.

Основание и правовые основы

Основанием для налогового обложения игорного бизнеса служит ФЗ №117 от 05.08.2000 года с изменениями от 18.04.2020. В РФ существует 5 специально созданных игорных зон, в которых разрешается организация бизнеса, связанного с проведением азартных игр в офлайн-режиме. Организации, принимающие ставки на спортивные и другие события, в отличие от игорных заведений, допускается открывать в большинстве регионов (за небольшими исключениями). Этот момент регулируется ФЗ №244 от 29.12.2006 года.

Под букмекерской конторой понимается организация, принимающая ставки на исходы различных мероприятий: спортивных состязаний, телевизионных конкурсов, политических событий и т. д. Пари в этом случае заключается между букмекером и игроком. В случае тотализатора игра идет между теми, кто заключил пари, а владелец бизнеса зарабатывает на комиссии (марже). Чаще всего ТОТО как разновидность экспресс-ставок присутствует в БК, но при этом облагается налогом как отдельный объект налогообложения. Заведений, где практикуется только тотализаторские пари, в РФ не существует.

Под игровой деятельностью понимается организация заведений для проведения игр азартного характера в специально оборудованных учреждениях, расположенных в игорных зонах. Вне обозначенных законодательством зон возможна организация заведений по приему ставок на различные события при наличии лицензии. Ее оформляют бессрочно, аннулирование происходит только в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 13 ФЗ №244 от 29.12.2006.

Справка! Лицензия аннулируется, если в течение 3 лет после ее получения организатор не приступил к деятельности.

В игорных зонах региональные органы власти вправе самостоятельно определить ставку налога с учетом лимитов, которые установлены НК. Если нет регулирующего документа, размер налога устанавливается, согласно НК. Региональное законодательство не вправе изменять объекты налога, его базу, период и дату уплаты.

Налог на игорный бизнес относится к региональным налогам. Игорные зоны в РФ располагаются в Алтайском, Краснодарском, Приморском краях, Калининградской области и Республике Крым.

Объекты налогообложения

К таковым в игорном бизнесе, согласно ст. 366 НК РФ, относятся:

  • игровой стол — специально оборудованное место с 2 и более полями для проведения азартных сессий, в которых владелец заведения или его представители выступают как игрок, наблюдатель или организатор;
  • игровой автомат — оборудование, установленное владельцем игорного заведения, эксплуатируемое для проведения азартных сессий без непосредственного участия организаторской стороны;
  • процессинговый центр — отделение игорного учреждения, в котором учитывают и фиксируют ставки и результаты игр;
  • процессинговый центр интерактивных ставок БК или ТОТО;
  • пункты приема ставок — выделенное место для заключения пари и фиксирования информации о ставках, результатах игр и суммах выигрышей.

При наличии игровых столов с несколькими полями (2 и более) каждое рассматривается как индивидуальный объект, что приводит к увеличению налогов. Та же система применяется в отношении игровых автоматов и комплексов, предназначенных для нескольких игроков.

Все объекты в обязательном порядке должны пройти регистрацию в налоговых органах региона. Ее проводят по заявлению владельца казино или пункта приема ставок либо его официального представителя с последующей выдачей свидетельства, разрешающего игорную деятельность. Для налогоплательщиков установлены сроки подачи заявления: минимум за 5 дней до открытия объектов или их установки.

Справка! Если владелец бизнеса ранее не состоял на учете в органах налоговой службы, его регистрация проводится не позднее того же срока.

Если во время работы предпринимателя меняется количество объектов, подается новое заявление не позднее, чем за 5 рабочих дней до даты их установки или ликвидации. Это делает в личном порядке сам владелец игорного бизнеса или его официальный представитель. Возможна подача заявления через почтовое отправление с описью вложения или в электронной форме. Формат документа устанавливается Министерством финансов РФ, согласно приказу №184н от 22.12.2011 года.

Если заявление оформлено правильно, свидетельство о регистрации или внесении изменений в существующий документ выдается налоговой службой в течение 5 рабочих дней начиная с даты получения заявления (дня, проставленного на нем).

При нарушении порядка регистрации заведения азартных игр накладывается штраф в размере тройной налоговой ставки на каждый из незарегистрированных столов, центров или касс. При повторных нарушениях в течение года штраф составит шестикратную налоговую ставку.

Организаторы гэмблинга и объекты налогообложения игорного бизнеса

Налог на игорный бизнес обязаны уплачивать только те плательщики, чья деятельность имеет прямое отношение к индустрии гэмблинга. Объектами налогообложения признается по действующему российскому законодательству соответствующее игорное оборудование:

  • стол и автомат игровые;
  • центр процессинга тотализатора и букмекерства (актуально с 2012 г.);
  • приемный пункт ставок тотализатора и букмекерства.

Все перечисленные виды объектов нужно обязательно регистрировать у налоговиков по месту их установления. Оформление осуществляется на основе поданного организатором азартных игр по специальной форме заявления. Указанное письменное обращение подается как минимум за пару дней до введения в действие или открытия самого игорного учреждения (Приказ Минфина N 184н от 22 декабря 2011 г.).

Любые изменения, произошедшие после регистрации по части игорного оборудования, которые относятся к закрытию или выбытию его, также фиксируются налоговиками. Для этого организатор гэмблинга своевременно (за пару дней до известных изменений) должен вновь написать заявление. Во всех случаях составленные обращения можно представить лично, по почте с включением описи вложения или через доверенное лицо.

Поданные документы рассматривают в срок до 5 рабочих дней, по истечении которого налоговики выдают подтверждающее регистрацию свидетельство, вносят в него должные изменения либо извещают об отказе с указанием причин. Объект расценивается как зарегистрированный (или убывший) с даты подачи заявления. Если организатору гэмблинга выдается взамен очередное свидетельство, то документу присваивается новый номер, а старый документ им возвращается.

Налоговая база

Налоговая база, согласно ст. 367 НК РФ, имеет физическую характеристику и определяется как сумма всех столов, процессинговых центров и касс. Итоговый размер выплаты вычисляется самостоятельно владельцем казино или иного заведения и состоит из произведения налоговой базы и ставки по каждому объекту.

Если заведение меняет юридический адрес, новая регистрация происходит на то же лицо, на которое ранее она была проведена. Смена налогоплательщика не предусмотрена законодательством РФ.

Ставки налога на игорный бизнес

НК РФ установлены определенные лимиты по налоговой ставке на столы, автоматы и иные объекты. Согласно ст. 369, эти лимиты для каждого из объектов составляют:

  • игровой стол — 50–250 тыс. руб.;
  • игровой автомат — 3–15 тыс. руб.;
  • процессинговый центр БК или ТОТО — 50–250 тыс. руб.;
  • процессинговый центр интерактивных ставок — 2,5–3 млн руб.;
  • пункт приема ставок — 10–14 тыс. руб.

Каждая игорная зона и субъект РФ вправе устанавливать свой размер налога. Если он не определен законодательством субъекта, обложение ведется по нижнему пределу ставки, согласно ст. 369 НК РФ.

В республике Алтай законом №55-3С от 12.11.2003 года (с поправками от 26.12.2017) установлены следующие размеры ставок по налогу:

  • игровой стол (1 поле) — 125 тыс. руб.;
  • игровой автомат (на 1 клиента) — 7,5 тыс. руб.;
  • процессинговые центры БК или ТОТО — 125 тыс. руб.;
  • процессинговый центр интерактивной ставки — 3 млн руб.;
  • пункт приема ставок — 14 тыс. руб.

В игорной зоне «Золотой берег» Республики Крым законом от 03.12.2014 №21-ЗРК/2014 налоги составляют:

  • игровой стол (1 поле) — 250 тыс. руб.;
  • игровой автомат (на 1 клиента) — 15 тыс. руб.;
  • процессинговые центры БК или ТОТО — 250 тыс. руб.;
  • процессинговый центр интерактивной ставки — 3 млн руб.;
  • пункт приема ставок — 14 тыс. руб.

В Краснодарском крае располагается игорная зона «Красная поляна». Власти региона законом №611-КЗ от 20.10.2003 года установили следующие налоги на организацию заведений азартных игр:

  • игровой стол (1 поле) — 250 тыс. руб.;
  • игровой автомат (на 1 клиента) — 15 тыс. руб.;
  • процессинговые центры БК или ТОТО — 250 тыс. руб.;
  • процессинговый центр интерактивной ставки — 3 млн руб.;
  • пункт приема ставок — 14 тыс. руб.

Законодательная власть Приморского края законом №75-КЗ от 06.11.2003 года с изменениями от 25.11.2005 выставила таковые налоговые платежи:

  • игровой стол (1 поле) — 125 тыс. руб.;
  • игровой автомат (на 1 клиента) — 7,5 тыс. руб.;
  • процессинговые центры БК или ТОТО — 125 тыс. руб.;
  • процессинговый центр интерактивной ставки — 3 млн руб.;
  • пункт приема ставок — 7 тыс. руб.

Согласно закону Калининградской области от 29.11.2004 №459, налоговая ставка по каждому объекту составляет:

  • игровой стол (1 поле) — 250 тыс. руб.;
  • игровой автомат (на 1 клиента) — 15 тыс. руб.;
  • процессинговые центры БК или ТОТО — 250 тыс. руб.;
  • процессинговый центр интерактивной ставки — 3 млн руб.;
  • пункт приема ставок — 14 тыс. руб.

В Республиках Тыва, Чувашия, Ингушетия, Воронежской, Иркутской, Тамбовской областях, Чукотском автономном округе введены полные запреты на организацию и проведение любых азартных игр. В Рязанской области запрещена только организация ТОТО.

Это интересно:

Налоговые льготы для малого бизнеса: как получить отсрочку по налогам

6 фактов о налогах, о которых многие не догадываются

Опыт западных стран

Правительства других стран по-разному относятся к организации и проведению азартных игр:

  • США. Как и в России, в Соединенных Штатах Америки казино и тотализаторы разрешены только в некоторых городах: Лас-Вегасе и Атлантик-Сити. В Штатах выдается лицензия только на организацию определенных форм азартных заведений: тотализаторы на скачки, индейские казино, карточные клубы, лотереи и благотворительные казино.
  • Япония. Официально проведение азартных игр в Японии не разрешается, однако преступные группировки (якудза) организовывают подпольные игры в маджонг, карты, рулетку. Для людей, нарушающих закон, предусмотрено наказание: штраф в размере до 1 миллиона йен или тюремный срок до 15 лет.
  • Франция. Еще одна страна-лидер по количеству работающих казино. Популярные игры: французская рулетка, слоты, покер. Так, в Париже ежегодно проводится турнир World Poker Tour, в котором может поучаствовать любой совершеннолетний человек. Лицензия на организацию и проведение азартных игр выдается Министерством Юстиции после проверки оборудования и помещения на соответствие всем нормам законодательства.
  • Германия. В стране не запрещена организация казино и тотализаторов, однако в законодательстве нет четких норм касательно гемблинга. Германия разделена на 16 округов, в каждом из них отдельно устанавливаются критерии для получения лицензии и размер налога на игорный бизнес. Возраст, с которого можно посещать азартные заведения, также отличается: например, в Баден-Баден вход в казино разрешен только с 21 года, тогда как в Берлине — с 18 лет.
  • Китай. Практически на всей территории страны запрещено проводить азартные игры, исключением стала провинция Макао: там находятся крупнейшие китайские казино, некоторым из которых уже более 100 лет. Проводить лотереи и ставки на скачки, спортивные мероприятия, состязания животных можно после получения лицензии.

Большинство западных стран лояльно относятся к организации игорного бизнеса, ведь налоги от доходов поступают в государственную казну. Вместе с тем нарушение законов об азартных играх жестко наказывается: в большинстве случаев штрафами, иногда – тюремным сроком.

Порядок уплаты налога и представления декларации

Владельцы казино обязаны платить налог до 20 числа следующего месяца. Размер платежа определяется поданной ранее декларацией.

Важно! Льготы на налог не предусмотрены.

Декларация по налогу на казино, ТОТО и БК подается ежемесячно не позднее 20 числа месяца, следующего за оплачиваемым налоговым периодом. В документе отражаются все данные об изменении количества объектов, если такое происходило в декларируемый срок.

Декларация подается в органы налогового контроля по месту регистрации заведения. Форма утверждена приказом ФНС №ММВ-7-3/985 от 28.12.2011 года. Предоставить документ организатор бизнеса вправе в личном порядке или через законного представителя, Почтой России отправлением с описью или в электронной форме.

Если в декларации были обнаружены ошибки или неточности, предприниматель предоставляет уточненный документ до истечения срока уплаты.

При опоздании с подачей декларации налогоплательщик облагается штрафом в размере 5–30% от долга. Задержка уплаты облагается взысканием в размере 1/300 ставки рефинансирования либо налога на каждый просроченный день. Самый серьезный штраф назначен за неуплату налога — 20–40% от его суммы. При этом штраф и пени не освобождают налогоплательщика от обязанности погасить все недоимки в полном размере.

Как производится расчет

Предприниматели, занимающиеся игорным делом, обязаны подавать сведения в налоговую инспекцию и уплачивать налог каждый месяц. Налоговая декларация подается по месту регистрации, в одной из территориальных игровых зон.
Если в субъекте РФ не установлено собственных налоговых ставок, то для вычисления налога опираются на Налоговый кодекс.

Рассмотрим пример вычисления налога для Краснодарского края, где законодательно установлены собственные ставки на игорный бизнес:

  • игровой стол – 125 тыс. руб./месяц;
  • игровой аппарат – 7,5 тыс. руб./месяц;
  • пункт приема ставок – 7 тыс. руб./месяц;
  • процессинговый центр -125 тыс. руб./месяц.

Для организации, которая имеет три игровых стола с одним полем, два стола с двумя игровыми полями, 20 игровых автоматов и пять точек приема ставок, сумма налога будет следующей:

3 * 125000 + 2 * 2 * 125000 + 20 * 7500 + 5 * 7000 = 1060000 руб./месяц.

Из расчета становится понятно, что каждый месяц предприниматель обязан уплачивать в бюджет крупную сумму. А если учесть, что в ближайшее время планируется повышение ставок, то эта сумма станет как минимум в два раза больше. Справедливости ради стоит отметить, что игорный бизнес не облагается налогом на прибыль, что в какой-то степени упрощает жизнь организациям.

Всякое изменение количества средств для получения прибыли должно отражаться в налоговой декларации и расчете налога, для чего необходимо своевременно уведомить налоговые органы о добавлении или исключении того или иного объекта.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: