Плательщики водного налога
Плательщики водного налога — юридические и физические лица, в том числе ИП, которые на основании лицензии занимаются:
- забором воды;
- использованием акватории (кроме лесосплава);
- использованием гидроэнергетических ресурсов;
- лесосплавом.
При этом к плательщикам водного налога относят также тех, кто продолжает использовать поверхностные водные объекты на основании лицензий или договоров водопользования, выдававшихся в период действия старого Водного кодекса РФ, утратившего силу с 01.01.2007.
Налоговая база и объекты налогообложения
Если касательно любого водного объекта устанавливаются самые разные ставки налога, то база должна быть определена налогоплательщиком. При осуществлении забора воды эта величина представляется как объем забираемой из объекта воды за определенный налоговый период. Этот объем берется из показаний, которые указаны в приборах.
Если организация осуществляет забор воды и при этом не пользуется приборами, то расчет берется из времени использования, а также производительности средств, используемых при процессе.
База определяется согласно лицензии на пользование водой. Если таковой не имеется, то сумма подсчитывается по материалам документов. При варианте работы без забора воды она представлена количеством электрической энергии, которая создается посредством использования ресурса.
В качестве основных объектов налогообложения выделяются:
- забор воды;
- использование акватории;
- использование ресурсов без забора воды;
- использование с целью лесосплава.
Исключениями являются случаи, рассмотренные ранее. Также при подсчете суммы платежа учитывается ряд факторов – тип водоема, находится он на земле или под землей, а также другие нюансы, которые нужно принимать во внимание (например, тип забора воды и основные нужды, для которых он осуществляется).
Более подробную информацию о данном виде взноса вы можете почерпнуть из следующего видео:
Когда пользователи водного объекта не признаются налогоплательщиками
Новый Водный кодекс РФ, вступивший в силу с 2007 года, не предусматривает лицензирования для использования поверхностных водных объектов. Вместо него введена возможность использования водного объекта либо по договору водопользования, либо по решению о предоставлении его в пользование.
Оба документа оформляются органом власти того субъекта РФ, в чьей собственности находится водный объект. Платежи по ним представляют собой арендную плату за пользование водным объектом (неналоговый платеж), а не водный налог.
Не облагают водным налогом некоторые виды водопользования, которые условно можно разделить на четыре группы:
- деятельность, неразрывно связанная с водным объектом (рыбоводство, рыболовство, судоходство, строительство, орошение, разработка месторождений);
- деятельность, попадающая под обложение другим налогом (извлечение минеральных и термальных вод);
- деятельность, относящаяся к водоохранной;
- если по виду деятельности предоставлены льготы (обеспечение пожарной безопасности, нужд обороны, отдых инвалидов и детей).
Объекты налогообложения водного налога
Следующие виды пользование водными объектами могут быть признаны объектом налогообложения:
- забор воды из водных объектов;
- использование акватории водных объектов (лесосплав в плотах и кошелях является исключением);
- использование водных объектов для целей гидроэнергетики;
- использование водных объектов с целью сплава древесины в кошелях и плотах.
Пункт 2 статьи 333.9 НК РФ также устанавливает виды деятельности, которые не являются объектами налогообложения. Так, налогом не облагается:
- забор воды из подъездных объектов, которые содержат полезные ископаемые и природные лечебные ресурсы;
- забор воды для обеспечения ликвидации стихийных бедствий, пожарной безопасности, санитарных и экологических попусков;
- забор воды для обеспечения работы технологического оборудования судами внутреннего и смешанного плавания, для плавания на судах и разовых посадок воздушных судов, для рыболовства и воспроизводства биологических ресурсов;
- использование акватории водных объектов для осуществления деятельности по охране воды и водных биологических ресурсов, а также защиты окружающей среды и государственного мониторинга водных объектов;
- использование водных объектов для организации отдыха учреждениями, предназначенных для содержания и обслуживания ветеранов, инвалидов и детей;
- другие виды деятельности, перечисленные в законодательстве.
Важно! Для осуществления деятельности, связанной с водопользованием объектов, необходимо получение лицензии!
Ставки водного налога
Ставки водного налога для основных видов водопользования установлены п. 1 ст. 333.12 НК РФ. Они зависят от региона использования объекта, а для забора воды — еще и от его вида (поверхностный или подземный). В законодательстве также имеется льготная ставка для забора воды с целью водоснабжения населения (п. 3 ст. 333.12 НК РФ).
Начиная с 2015 года ставки водного налога, указанные в п. 1 ст. 333.12 НК РФ, должны применяться с корректировкой повышающими коэффициентами, значения которых на период с 2015 по 2025 год приведены в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ. В 2020 году повышающий коэффициент равен 2,31.
С 2026 года повышающий коэффициент станет расчетным и будет определяться фактическим изменением потребительских цен за год, предшествующим году начала применения соответствующего расчетного коэффициента. Каждый следующий коэффициент будет применен к фактически сложившейся ставке водного налога за предшествующий год. Ставка, рассчитанная с учетом коэффициента, должна быть выражена в целых рублях.
Ежегодные повышающие коэффициенты должны применяться также при расчете ставки в случаях обязательного применения иных повышающих коэффициентов:
- 5-кратного — при сверхлимитном заборе воды;
- 10-кратного — при заборе подземных вод для их дальнейшей продажи;
- 10-процентного — при отсутствии средств измерения объемов забранной воды.
С 2015 года повышена льготная ставка водного налога, предусмотренная для забора воды в целях водоснабжения населения. Для нее тоже планируется планомерный рост в течение 2015–2025 годов, но он выражен не в коэффициентах, а в конкретных рублевых значениях. В 2021 году — 162 руб. за 1 тыс. куб. м забранной воды (п. 3 ст. 333.12 НК РФ) и применяется на территории всей РФ вне зависимости от субъекта.
Ставки налога на воду см. в материале Каковы ставки водного налога на 2021 год.
С 2026 года к этой ставке в порядке, аналогичном введенному для ставок водного налога по основным видам водопользования, также начнет применяться расчетный повышающий коэффициент, зависящий от изменения потребительских цен.
Ставки сбора
Тарифы устанавливают по пространствам озер, морей, рек и местностям, конкретно:
- мировых просторов;
- пользования водой без подъема для электрогидроэнергетики и лесосплавительных компаний.
Тарифы водного сбора зависят от:
- района;
- объекта;
- разновидности.
Для компаний, подающих воду для граждан, внедрена дифференцированная ставка сбора.
Ставку используют фирмы, поставляющие воду в дома. Работа по водоснабжению граждан фиксируется в соглашении и лицензируется.
С 2015 года к ставкам внедрены повышающие коэффициенты. Их величина зафиксирована законодательством до 2 025 года. С 2026 года, налог начнут рассчитывать, опираясь на увеличение или понижение цен за истекший год.Ставки в денежном выражении округляют.
Порядок расчета водного налога
Ставку по основным видам водопользования определяют путем перемножения ставки водного налога, указанной в п. 1 ст. 333.12 НК РФ, и всех коэффициентов, которые необходимо учесть для ее расчета.
Водный налог в 2021 году рассчитывается по формуле:
Где:
- объем воды — объем воды в пределах лимита, указанного в лицензии;
Внимание! Если лимит установлен на год, его нужно разделить на 4. Если установлен суточный лимит, то чтобы определить квартальный, нужно умножить его на количество дней в квартале (письмо ФНС от 22.01.2015 № ГД-4-3/[email protected]).
- ставка — базовая ставка, утв. ст. 333.12 НК РФ.
- 2,31 — повышающий коэффициент в 2021 году.
Если воды забрано сверхлимита, то для сверхлимитного забора воды применяется ставка, увеличенная на повышенный коэффициент. Формула для сверхлимитного забора воды будет выглядеть следующим образом:
Пример расчета водного налога см. здесь.
С 2026 года применение коэффициента станет обязательным и для льготной ставки водного налога, установленной для забора воды с целью снабжения населения.
Плательщики и объекты обложения
Право на использование поверхностных водных объектов приобретается как организациями, так и физлицами на основании договоров водопользования. Такие договоры могут заключаться максимум на 20 лет в целях (п. 2 ст. 11 ВК РФ):
- забора воды из водного объекта (при условии последующего возврата воды обратно или без такового);
- производства электроэнергии без забора воды из объекта;
- использования акваторий водных объектов.
Согласно договору, заключенному с органом исполнительной власти или местного самоуправления, водопользователь получает право использовать водный объект за соответствующую плату. Договор регистрируется в Государственном водном реестре.
Правила расчета платы утверждены Постановлением Правительства № 764 от 14.12.2006. Плата определяется как произведение ставки на платежную базу за соответствующий платежный период. В зависимости от цели водопользования, платежной базой считается:
- объем допустимого водозабора, установленный в договоре (включая объем забора для передачи абонентам);
- количество производимой электроэнергии;
- площадь предоставленной по договору акватории.
Платежный период определен как квартал, а внести плату в федеральный бюджет (по месту водопользования) необходимо не позднее 20 числа следующего за отчетным кварталом месяца.
Итоги
Плательщиками водного налога являются юрлица, предприниматели и физлица, осуществляющие забор воды на основании лицензии. Ежеквартально они должны подавать декларацию по водному налогу и уплачивать полученную сумму в бюджет по месту нахождения водного объекта не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Источники:
- Налоговый кодекс РФ
- Водный кодекс РФ
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Сроки выплат и сдачи отчетности
Оплата этого налога производится по кварталам, и в каждый налоговый период необходимо осуществить перечисление средств государству. Сам расчет производится в специальной налоговой декларации, которая предоставляется не позже 20 числа месяца, который следует за отчетным периодом (в нашем случае – за кварталом). В эти же сроки должна быть осуществлена уплата налога.
При грамотном использовании ресурсов и при правильном расчете суммы платежа организации могут свести риск переплат и возникновения ошибок к нулю.
Водный налог 2021: ставки
При эксплуатации водных акваторий необходимо учитывать детализацию по типу объектов – поверхностные воды или морские. К поверхностным объектам применяются дифференцированные ставки в зависимости от экономических субъектов, а для морских объектов установлена конкретизация по каждому источнику (ст. 333.12 НК РФ). Как для этих категорий начисляется водный налог (2018): ставки обозначенные в тысячах рублей, умножаются на каждый эксплуатируемый квадратный метр акватории на протяжении года (таблица 1).
Таблица 1
Экономический район | Налоговая ставка (тыс. рублей в год) за 1 кв. км используемой акватории |
Северный | 32,16 |
Северо-Западный | 33,96 |
Центральный | 30,84 |
Волго-Вятский | 29,04 |
Центрально-Черноземный | 30,12 |
Поволжский | 30,48 |
Северо-Кавказский | 34,44 |
Уральский | 32,04 |
Западно-Сибирский | 30,24 |
Восточно-Сибирский | 28,2 |
Дальневосточный | 31,32 |
Калининградская область | 30,84 |
Море | Налоговая ставка (тыс. рублей в год) за 1 кв. км используемой акватории |
Балтийское | 33,84 |
Белое | 27,72 |
Баренцево | 30,72 |
Азовское | 44,88 |
Черное | 49,8 |
Каспийское | 42,24 |
Карское | 15,72 |
Лаптевых | 15,12 |
Восточно-Сибирское | 15 |
Чукотское | 14,04 |
Берингово | 26,16 |
Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации) | 29,28 |
Охотское | 35,28 |
Японское | 38,52 |
Организации, которые пользуются водными ресурсами для выработки электроэнергии, в расчет принимают ставку в рублях, начисления осуществляются за каждую 1000 кВт/ч произведенной электроэнергии (таблица 2).
Таблица 2
Бассейн реки, озера, моря | Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава |
Нева | 1 656,00 |
Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень | 1 705,20 |
Прочие реки бассейна Балтийского моря | 1 522,80 |
Северная Двина | 1 650,00 |
Прочие реки бассейна Белого моря | 1 454,40 |
Печора | 1 554,00 |
Амур | 1 476,00 |
Волга | 1 636,80 |
Енисей | 1 585,20 |
Лена | 1 646,40 |
Обь | 1 576,80 |
Прочие реки и озера, по которым осуществляется сплав древесины в плотах и кошелях | 1 183,20 |
Если предприятие пользуется водной акваторией для сплава леса, то за основу берется рублевая ставка за каждую 1000 куб. м древесных пород, сплавляемых на расстояние в 100 км (таблица 3).
Таблица 3
Бассейн реки, озера, моря | Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава |
Нева | 1 656,00 |
Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень | 1 705,20 |
Прочие реки бассейна Балтийского моря | 1 522,80 |
Северная Двина | 1 650,00 |
Прочие реки бассейна Белого моря | 1 454,40 |
Печора | 1 554,00 |
Амур | 1 476,00 |
Волга | 1 636,80 |
Енисей | 1 585,20 |
Лена | 1 646,40 |
Обь | 1 576,80 |
Прочие реки и озера, по которым осуществляется сплав древесины в плотах и кошелях | 1 183,20 |
В следующей таблице ставок водного налога в 2021 году (таблица 4) содержатся сведения по тарификации забора водных ресурсов из рек и озер, а в таблице 5 приведены данные о ставках налога при заборе морской воды.
Таблица 4
Забор воды из рек и озер по районам | |||
Экономический район | Бассейн реки, озера | Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м воды, забранной | |
из поверхностных водных объектов | из подземных водных объектов | ||
Северный | Волга | 300 | 384 |
Нева | 264 | 348 | |
Печора | 246 | 300 | |
Северная Двина | 258 | 312 | |
Прочие реки и озера | 306 | 378 | |
Северо-Западный | Волга | 294 | 390 |
Западная Двина | 288 | 366 | |
Нева | 258 | 342 | |
Прочие реки и озера | 282 | 372 | |
Центральный | Волга | 288 | 360 |
Днепр | 276 | 342 | |
Дон | 294 | 384 | |
Западная Двина | 306 | 354 | |
Нева | 252 | 306 | |
Прочие реки и озера | 264 | 336 | |
Волго-Вятский | Волга | 282 | 336 |
Северная Двина | 252 | 312 | |
Прочие реки и озера | 270 | 330 | |
Центрально-Черноземный | Днепр | 258 | 318 |
Дон | 336 | 402 | |
Волга | 282 | 354 | |
Прочие реки и озера | 258 | 318 | |
Поволжский | Волга | 294 | 348 |
Дон | 360 | 420 | |
Прочие реки и озера | 264 | 342 | |
Северо-Кавказский | Дон | 390 | 486 |
Кубань | 480 | 570 | |
Самур | 480 | 576 | |
Сулак | 456 | 540 | |
Терек | 468 | 558 | |
Прочие реки и озера | 540 | 654 | |
Уральский | Волга | 294 | 444 |
Обь | 282 | 456 | |
Урал | 354 | 534 | |
Прочие реки и озера | 306 | 390 | |
Западно-Сибирский | Обь | 270 | 330 |
Прочие реки и озера | 276 | 342 | |
Восточно-Сибирский | Амур | 276 | 330 |
Енисей | 246 | 306 | |
Лена | 252 | 306 | |
Обь | 264 | 348 | |
Озеро Байкал и его бассейн | 576 | 678 | |
Прочие реки и озера | 282 | 342 | |
Дальневосточный | Амур | 264 | 336 |
Лена | 288 | 342 | |
Прочие реки и озера | 252 | 306 | |
Калининградская область | Неман | 276 | 324 |
Прочие реки и озера | 288 | 336 |
Ставки установлены в рублевом эквиваленте, который применяется к каждой 1000 куб.м. водных ресурсов, использованной предприятием. Такое правило характерно только для операций, связанных с периодическим или регулярным отбором воды.
Таблица 5
Море | Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м морской воды |
Балтийское | 8,28 |
Белое | 8,4 |
Баренцево | 6,36 |
Азовское | 14,88 |
Черное | 14,88 |
Каспийское | 11,52 |
Карское | 4,8 |
Лаптевых | 4,68 |
Восточно-Сибирское | 4,44 |
Чукотское | 4,32 |
Берингово | 5,28 |
Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации) | 5,64 |
Охотское | 7,68 |
Японское | 8,04 |
Водный налог в 2021 году при осуществлении забора воды для дальнейшей ее поставки населению высчитывается по ставке 122 руб. за каждую тысячу куб. м потребленных ресурсов. Сниженные ставки предприятия могут применять при соответствии такому набору требований:
- в лицензии на забор воды указана цель ее использования – удовлетворение хозяйственных нужд населения;
- по каждому эксплуатируемому объекту в лицензии отдельно прописан допустимый объем потребления.
Если предприятие пользуется водой не только для поставки ее населению, но и в коммерческих целях, налогообложение операций по забору воды с разным назначением осуществляется отдельно по дифференцированным ставкам.