Административная ответственность за нарушение налогового законодательства


Что подразумевается под налоговым правонарушением и ответственностью за него

Понятие налогового правонарушения регулируется статьей 106 НК РФ. В ней сказано, что это такое действие, которое выходит за рамки дозволенного в законодательстве о налогах и сборах, за которое последует ответственность для нарушителя – налогоплательщика.

То есть в каждом случае нарушения налогового законодательства на нарушителя будет наложена ответственность. Однако, за одно и то же правонарушение нарушитель повторно к ответственности не привлекается.

Ответственность за нарушение налогового законодательства несут как юридически, так и физические лица. Причем для физических лиц такая ответственность может наступить только при достижении возраста 16 лет.

В зависимости от тяжести совершенного нарушения, ответственность может быть уголовной.

В формулировании административной ответственности в НК РФ есть существенные пробелы

В соответствии с частью 1 статьи 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принятых в соответствии с ним законов субъектов Федерации. При этом нормы глав 14—16 и 18 НК РФ об административной ответственности участников налоговых правоотношений не отменены. Налогоплательщики и налоговые агенты привлекаются к административной ответственности за нарушения налогового законодательства по основаниям и в порядке, предусмотренным НК РФ, а не КоАП РФ. Нормы КоАП РФ об административной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах применяются только к должностным лицам организаций — участников налоговых правоотношений, а также за нарушения законодательства о налогах и сборах при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную территорию РФ.

В отличие от КоАП РФ процедура привлечения к административной ответственности за нарушения налогового законодательства, предусмотренная НК РФ, страдает существенными пробелами и недостатками. В результате создаются ситуации, когда толкование норм НК РФ об административной ответственности арбитражными судами противоречит Конституции РФ и законодательству; юридические лица привлекаются к административной ответственности при отсутствии в законе установленного порядка производства по делам об административных правонарушениях; когда нет вины лица в совершении административного правонарушения, когда отсутствуют или недостаточны доказательства совершения лицом административного правонарушения. Все это следует рассматривать как нарушение положений Конституции РФ и принципов законодательства.

Какие бывают нарушения налогового кодекса

Налоговых правонарушений достаточно много, рассмотрим самые распространенные из них, которые хотя бы раз случаются в жизни каждой компании или предпринимателя.

Основные нарушения закреплены в статьях 116 – 126 НК РФ.

  1. Статья 116 НК РФ говорит об ответственности за нарушение сроков при подаче заявления для государственной регистрации.
  2. Если налоговая декларация не была предоставлена в налоговый орган, то в статье 119 НК РФ предусмотрена за это ответственность.
  3. Статья 119.1 регулирует подачу декларации в электронном виде.
  4. Если компания или предприниматель допускает серьезные нарушения в отражении доходов, расходов или объектов налогообложения, то ответственность за такие нарушения нужно искать в статье 120 НК РФ.
  5. Занижение налоговой базы и, как следствие, неуплата налога, регулируется в статье 122 НК РФ.
  6. Ответственность налоговых агентов по неперечислению налогов в бюджет закреплена в статье 123 НК РФ.
  7. Если по требованию налоговой инспекции компания не предоставила документы или иные данные, то ответственность наступит в соответствии со статьей 126 НК РФ

В каких случаях ответственность за нарушения не наступает

Всего существует четыре основных обстоятельства, при которых ответственность не наступает:

  • Исходя из здравого смысла, нельзя привлечь к ответственности, если нет события нарушения. Например, когда факт налогового нарушения не был доказан
  • Если конкретное лицо лично не виновно в совершенном правонарушении
  • Если на момент совершения нарушения лицо, которое виновато, не достигло 16 лет
  • Если прошел срок давности по данному правонарушению. В зависимости от того, какое конкретно нарушение было допущено, срок давности исчисляется тремя годами. Срок исчисляется либо с момента совершения правонарушения, либо со следующего дня за окончанием налогового периода, в котором правонарушение совершено

Какая ответственность ждет юридическое лицо за неуплату налогов, и кто ее фактически несет

Для организации юридическая ответственность за нарушение налогового законодательства (в зависимости от тяжести причиненного вреда) может быть трех видов:

  • налоговая;
  • административная;
  • уголовная.

Напомним, что виновность организации всегда зависит от вины ее служащих (иных представителей), поскольку каждое конкретное нарушение от имени организации совершают конкретные люди либо их группа. Отчего и каждый конкретный вид ответственности за организацию фактически возлагается на определенных людей, которые признаются виновными в каждом отдельном нарушении.

Это могут быть:

  • учредители;
  • гендиректор;
  • бухгалтеры;
  • иные лица компании (которые подписывают документы, допускаются к деньгам).

Теперь подробнее о каждой разновидности.

Умышленные и непреднамеренные нарушения налогового законодательства

При выявлении налогового нарушения контролирующие органы в первую очередь должны определить было ли оно совершено умышленно или непреднамеренно. От этого, в том числе, зависит степень ответственности.

Сама по себе организация не может быть виновна в нарушении. Все действия совершаются людьми – либо ответственными лицами, либо представителями компании. Например, когда директор и бухгалтер компании осознанно занижают сумму налога к уплате – это умысел. Должностные лица заранее знают, что нарушают закон, но в целях призрачной экономии средств, скрывают доходы или неправомерно завышают долю вычетов.

В том случае, когда правонарушение совершилось вследствие неосознанных действий, то это нарушение, совершенное по неосторожности. Например, был сбой в программе, бухгалтер невнимательно перепроверила документы за период, а после сдачи отчетности оказалось, что некоторые суммы «потерялись» и налоговая база оказалась заниженной.

Мера ответственность избирается, в том числе, и в зависимости от наличия умысла при совершении налогового нарушения.

Проблемы установления административной ответственности за нарушения налогового законодательства

 В статье рассматриваются научные суждения относительно природы установления административной ответственности за нарушения налогового законодательства. Сделан вывод, что обозначенные противоречия должны быть устранены посредством систематизации всех норм об административной ответственности за налоговые правонарушения в одном акте, с учетом их качественной переработки.

Ключевые слова: административная ответственность, налоговое законодательство, административные правонарушения.

Современная система установления к административной ответственности за нарушения законодательства в налоговой сфере выявляет прогрессию нарушений, совершаемых должностными лицами (руководителями, главными бухгалтерами). Проведя системный анализ статистических данных, которые представлены на официальном сайте Федеральной налоговой службы России (далее — ФНС), отмечается, что за 2021 год было совершено 25839 нарушений законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях [2] (далее — КоАП РФ), а в 2021 и 2021 годах — 26845 и 26147 нарушений соответственно [12].

Обобщая сведения, размещённые на официальном сайте ФНС, отмечается некоторое увеличение административных правонарушений, которые могут иметь организационный характер, так как существенное число нарушений определено как «уклонение от исполнения обязанностей, возложенных на должностных лиц организаций законодательством о налогах и сборах».

Недостаточная информированность должностных лиц об основах налогового права, реализуемого в деятельности организации, ведёт к совершению правонарушений в сфере законодательства о налогах и сборах [14]. Указанное положение не исключает наличия проблем правового характера, вызванных наличием ряда несовершенств правового регулирования процесса привлечения к административной ответственности субъектов, совершивших исследуемые правонарушения.

Важно отметить, что ряд проблемных вопросов установления административной ответственности за нарушения налогового законодательства были рассмотрены в работах таких исследователей как А. М. Воронов и А. М. Гоголев [7], Э. И. Калантарова [8], Е. Е. Левченко и Е. Ю. Сапожников [10], А. Б. Панов [13] и другие.

В большинстве своём, современная юридическая учебная и научная литература, как правило, связывает административную ответственность лишь с административным наказанием. Во многом этому способствуют установления ч.1 ст. 3.1, ст. 29.9 КоАП РФ, которые закрепляют положения о принятии решения о привлечении к административной ответственности посредством вынесения постановления о назначении административного наказания. Кроме того, необходимо отметить, что применение мер государственного принуждения, выраженного санкциями, установленными КоАП РФ либо законами субъекта Российской Федерации, может приводить к невыполнимости применения указанных мер к нарушителю законодательства о налогах и сборах, поскольку законом предусмотрено исключение двойного наказания за одно и то же правонарушение.

Так, ряд исследователей, рассматривая административную ответственность в сфере нарушения законодательства о налогах и сборах, обосновывают её отнесение к такой разновидности юридической ответственности, для которой характерны все признаки последней (то есть её наступление обусловливается применением норм права к исследуемым правоотношениям, реализуется в случае нарушения правовых норм, регламентируется процессуально-юрисдикционными актами органов специальной компетенции и напрямую связана с государственным принуждением) [15].

Другие авторы, определяя особенности установления административной ответственности за нарушение налогового законодательства как меры государственного принуждения, говорят о её важнейшей направленности на определение санкций в отношении лица, вина которого достоверно установлена [9].

Необходимо отметить, что положения КоАП РФ не содержат состава административного правонарушения за совершение ряда деяний в сфере нарушения законодательства о налогах и сборах, которые установлены положениями Налогового кодекса РФ [1] (например ст. 122, 123 НК РФ).

Исходя из вышесказанного, представляется, что на сегодняшний день существует проблема установления, разделения и соотнесения установления ответственности за налоговые правонарушения, содержащиеся в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и Налоговом кодексе Российской Федерации. Проведя анализ правонарушений, совершаемых юридическими лицами (организациями) в сфере действия законодательства о налогах и сборах, возможно определить, что устанавливаемая ответственность является налоговой. В это же время, за те же деяния, для должностных лиц устанавливается административная ответственность. Указанное положение находит отражение в п. 2 Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 27 января 2003 г. № 2, содержащем положение о том, что «КоАП РФ и Налоговый кодекс РФ содержат нормы с аналогичным составом правонарушений, а привлечение должностных лиц к административной ответственности не исключает возможности привлечения организаций к налоговой ответственности» [4]. Таким образом, при установлении ответственности — налоговой или административной, за схожие нарушения, во внимание принимается субъектный состав рассматриваемых правоотношений. То есть ответственность, установленная в КоАП РФ и НК РФ, имеет схожие черты и представлена единой правовой природой, в то время как масштаб их применения определяет различные средства воздействия на общественные отношения [16].

Однако, в п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 04 февраля 2021 года № 8-П [6] указывается на факт возможности ошибочного привлечения к двойной ответственности при применении нескольких процедур к нарушителю налогового законодательства.

Так, например, в случае совершения административного правонарушения бухгалтером организации либо привлеченным по договору об оказании бухгалтерских услуг, к ответственности будет привлечено юридическое лицо и его должностное лицо (руководитель или главный бухгалтер), данное основание содержится в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда от 24 октября 2006 года № 18 [5], а также в письме Минфина от 13 октября 2021 года № 03–02–08/59759 [3].

Таким образом, возникает проблема привлечения к ответственности лиц, которые фактически не совершали правонарушения. Представляется, что наиболее оправданным может стать привлечение к ответственности лица, совершившего исследуемые правонарушения, по трудовому либо гражданскому законодательству, установив материальную ответственность за ненадлежащее исполнение трудовых функций или ущерб, причиненный вследствие недобросовестного оказания услуг.

Рассмотренные вопросы разграничения привлечения к административной ответственности в сфере нарушения налогового законодательства, становятся поводом для ведения теоретических и практических полемик, придающих обозначенным проблемам меж институциональный характер.

Так, Е. В. Овчарова рассуждает о недостаточно полной кодифицированности административной ответственности за нарушения налогового законодательства для непосредственных участников налоговых правоотношений, поскольку закреплена и в положениях КоАП РФ, и в положениях НК РФ. Таким образом, по её мнению, отсутствует «должная взаимосвязь и преемственность правового регулирования между механизмами государственного и, в частности, налогового контроля, результатом которых становятся, применение мер юридической ответственности, производство по делам об административных правонарушениях, в том числе налоговых, и по уголовным делам. В этой связи отраслевые специалисты делают необоснованные выводы о существовании отраслевой и институциональной юридической ответственности в финансовом праве, в частности налоговой ответственности» [11].

Подводя итог исследования проблем установления административной ответственности за нарушения налогового законодательства необходимо отметить, что административная и налоговая виды ответственности имеют сходную правовую природу. Различия же, проводимые в научных кругах, не затрагивают их сущности и носят субъективный характер, что проявляется в параллельном привлечении к административной ответственности организаций и должностных лиц по одному и тому же нарушению. Полагаем, что обозначенные противоречия должны быть исправлены в целях обеспечения защиты прав налогоплательщиков.

Представляется, что обозначенные противоречия должны быть устранены посредством систематизации всех норм об административной ответственности за налоговые правонарушения в одном акте, с учетом их качественной переработки.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 01.04.2020)// Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.04.2020, с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
  3. О привлечении к ответственности в случае представления организацией налоговых деклараций (расчетов) через представителя (Письмо Минфина России от 13.10.2016 № 03–02–08/59759) // Официальные документы» (приложение к «Учет. Налоги. Право»). 2021. № 43.
  4. Постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 (ред. от 10.11.2011) «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»// Вестник ВАС РФ. 2003. № 3.
  5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 (ред. от 25.06.2019) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»// Бюллетень Верховного Суда РФ. декабрь, 2006. № 12.
  6. Постановление Конституционного Суда РФ от 04.02.2019 № 8-П «По делу о проверке конституционности статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки У. М. Эркеновой»// Собрание законодательства РФ. 2021. № 7 (часть II). Ст. 711.
  7. Воронов, А. М. Вопросы привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений в механизме налогового администрирования /А. М. Воронов, А. М. Гоголев // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 7. С. 74–77.
  8. Калантарова, Э. И. Проблемы административного процесса в сфере налогового законодательства. / Э. И. Калантарова // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2015. № 8. С. 250–255.
  9. Кучеров, И. И. Административная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах/ И. И. Кучеров, И. И. Шереметьев. М.: ИД «Юриспруденция», 2006.
  10. Левченко, Е. Е. Цели и функции административной ответственности за нарушение налогового законодательства / Е. Е. Левченко, Е. Ю. Сапожникова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2021. № 6. С. 166–169.
  11. Овчарова, Е. В. Обеспечение законности в области налогов и сборов и административная ответственность за нарушение налогового законодательства /Е. В. Овчарова // Административное право и процесс. 2021. № 11. С. 31–38.
  12. Официальный сайт Федеральной налоговой службы России (ФНС России) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.nalog.ru (дата обращения: 01.10.2020).
  13. Панов, А. Б. Административная ответственность юридических лиц: Монография / А. Б. Панов. — Москва: Юридическая норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 192 с.
  14. Пономарев, О. В. Некоторые проблемы административной ответственности должностных лиц за нарушения российского законодательства о налогах и сборах / Пономарев О. В., Гранева Л. А // БГЖ. 2021. № 2 (27). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-problemy-administrativnoy-otvetstvennosti-dolzhnostnyh-lits-za-narusheniya-rossiyskogo-zakonodatelsva-o-nalogah-i-sborah (дата обращения: 11.10.2020).
  15. Сайдулаев, Д. Д. Административная ответственность за налоговые правонарушения / Д. Д. Сайдулаев, И. Х. Агаева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 11–3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativnaya-otvetstvennost-za-nalogovye-pravonarusheniya-1 (дата обращения: 23.10.2020).
  16. Шилехин, К. Е. Соотношение административной и налоговой ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах / К. Е. Шилехин// Научный вестник Омской академии МВД России. 2013. № 4 (51). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sootnoshenie-administrativnoy-i-nalogovoy-otvetstvennosti-za-narusheniya-zakonodatelstva-o-nalogah-i-sborah (дата обращения: 11.10.2020).

Обстоятельства, влияющие на меру ответственности

Всегда есть обстоятельства, которые влияют на меру ответственность налогоплательщика. Выделяются смягчающие и отягчающие обстоятельства.

К смягчающим относятся:

  • Личные обстоятельства работника. Ситуации бывают разные, иногда тяжелые события в жизни ответственного лица провоцируют совершение нарушения
  • Если работника принуждали совершить нарушение закона или в его адрес высказывались угрозы, то это, несомненно смягчающее обстоятельство
  • Прочие

Отягчающее обстоятельство обычно только одно – если должностное лицо уже совершало подобное правонарушение и было привлечено к ответственности за это.

Все обстоятельства устанавливаются в судебном порядке.

Налоговая ответственность за налоговые правонарушения

Рассмотрим налоговую ответственность, которая может наступить за нарушения налогового кодекса.

НарушениеНа кого наложена ответственностьРазмер штрафа
Нарушен срок подачи заявления для государственной регистрации Налогоплательщик10000 рублей
Декларация не сдана в налоговую инспекцию Налогоплательщик5% от суммы налога к уплате, не более 30% и не менее 1000 рублей
200 рублей за нарушение в порядке предоставления электронной декларации
Грубые нарушения при учете доходов, расходов, объекта учета, если они произошли в одном периодеКомпании10000 рублей
Грубые нарушения при учете доходов, расходов, объекта учета, если они произошли в нескольких периодахКомпании30000 рублей
Занижение налоговой базы вследствие грубых нарушений при учете доходов, расходов, объекта учетаКомпании20% от суммы неперечисленного налога, но не менее 40000 рублей
Полная или частичная неуплата налога вследствие занижения базы, неправильного расчета налога или других действийКомпании и ИП20% от неперечисленного налога
Полная или частичная неуплата налога вследствие занижения базы, неправильного расчета налога или других действий, совершенных с умысломКомпании и ИП40% от неперечисленного налога
Полная или частичная неуплата налога налоговым агентомНалоговый агент20% от суммы налога к перечислению
Если документы или сведения не предоставлены в срокНалогоплательщики, налоговые агенты, плательщики сборов200 рублей за каждый документ, который не предоставлен

Принципы ответственности, важные моменты

Рассмотрим основные принципы, на которых базируется ответственность за нарушения в налоговой сфере.

  1. Нельзя дважды привлекать к налоговой ответственности за одно и то же преступление.
  2. Если лицо признано виновным, и ему назначена определенная санкция, первоначальная обязанность по уплате налогов все равно остается.
  3. Человек или организация не должны доказывать, что невиновны.
  4. Когда компании назначают наказание за совершение налогового нарушения, это не освобождает ее сотрудников и должностных лиц от соответствующих санкций уголовного, административного или иного законодательства.

Необходимо обратить пристальное внимание на перечень жизненных обстоятельств, закрепленных ст. 111 НК РФ.

Речь идет о таких основаниях, наличие которых исключает возможность ответственности вообще.

К ним относятся:

  • лицо не осознавало противоправности своего действия или бездействия, а также не отдавало отчета своим поступком из-за болезни;
  • преступление случилось из-за катастрофы природного характера, а также иных непреодолимых обстоятельств, не зависящих от воли конкретного человека;
  • когда плательщик налога применяет положения, указанные в письменных разъяснениях по поводу налогов и сборов, если они подготовлены уполномоченными финансовыми органами.

Важно! Специфических санкций НК РФ не предусматривает, все они сводятся к применению обычного денежного взыскания в пользу бюджета государствам, иными словами, штрафа.

Административная и уголовная ответственность за нарушения налогового законодательства

При нарушениях в сфере налогового законодательства, кроме налоговой ответственности предусмотрена и административная. Административная ответственность назначается в соответствии с КОАП (статьи с 15.3 по 15.11).

НарушениеСумма штрафа
Нарушен срок государственной регистрации500-1000 рублей
Если государственная регистрация не проведена, а деятельность ведется2000-3000 рублей
Опоздание с представлением в налоговый орган расчета по страховым взносам300-500 рублей
Непредоставление или неполное предоставление в контролирующие органы необходимых документов или информации100-300 рублей для граждан и 300-500 рублей для должностных лиц
Грубые нарушения требований к бухучету и бухгалтерской отчетности5000-10000 рублей на должностных лиц
Повторное нарушение 10000-20000 рублей или дисквалификация от 1 года до 2 лет

Кроме административной ответственности, в особых случаях наступает уголовная ответственность. Это происходит в трех случаях:

  • Если организация или предприниматель уклоняются от уплаты налогов или сборов
  • Если компании или предприниматели не исполняют свои обязанности налоговых агентов
  • Если происходит сокрытие денежных средств или имущества, из которых можно взыскать суммы налогов и сборов

Как видим, нарушений налогового законодательства достаточно много. Мера ответственности зависит от многих факторов. Иногда решение вопроса о величине штрафа переносится в суд, в этом случае рассматриваются все смягчающие и отягчающие обстоятельства. В некоторых случаях можно ходатайствовать о снижении суммы штрафа, особенно если нарушение совершено непреднамеренно. В настоящее время налоговая система построена таким образом, что большинство процессов в бизнесе прозрачны для налоговых органов, поэтому налогоплательщикам остается только внимательно и аккуратно вести учет.

Санкции за нарушение налогового законодательства

Налоговым правонарушениемсчитается действие либо бездействие налогоплательщиков, налоговых агентов или других лиц за которые Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.

К лицам, совершившим налоговое правонарушение, применяются штрафные санкции в виде денежных штрафов. Суммы штрафов, присужденных налогоплательщику, подлежат перечислению с его счетов только после уплаты им в полном объеме задолженности по налогам и сборам и соответствующих пеней. Размер штрафа увеличивается в два раза, если налоговое правонарушение совершается повторно или умышленно.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).

НК РФ (ч.1,гл.16) определены следующие основные виды налоговых правонарушений и установлены меры ответственности за их совершение:

1. Нарушение срока поставки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

2. Нарушение срока подачи заявления о постановке на налоговый учет сроком более 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10000 руб.

3. Ведение деятельности организацией или ИП в течение 3 месяцев без постановки на учет влечет взыскание штрафа в размере 10% от полученных доходов, но не менее 20000 руб.

4. За ведение деятельности без постановки на учет в течение более 3 месяцев штраф составляет 20% от полученных доходов.

5. Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации влечет за собой взыскание штрафа в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации за каждый месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% от указанной суммы и не менее 100 руб.

6. Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации свыше 180 дней по истечении срока ее предоставления влечет за собой взыскание штрафа в размере 30% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% от суммы причитающегося налога за каждый месяц, начиная с181-го дня.

7. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения влечет взыскание штрафа:

— 5000 рублей, если оно совершено за один налоговый период и не повлекло за собой занижения налоговой базы;

— 15000 рублей, если оно совершено более чем за один налоговый период;

— 10% от суммы неуплаченного долга, если оно повлекло занижение налоговой базы, но не менее 15000 рублей.

При этом грубым нарушением порядка учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается:

— отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтерского учета;

— систематическое (2 раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций.

8. Неуплата или неполная уплата налога в результате занижения налоговой базы, неправильного исчисления налога и т.д. влечет взыскание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы налога.

За умышленную неуплату или неполную уплату налога взыскивается штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога.

При этом об умышленной неуплате или неполной уплате могут свидетельствовать следующие обстоятельства:

— налогоплательщик не платит налоги и сдает в налоговые органы нулевые балансы, хотя ведет активную хозяйственную деятельность;

— налогоплательщик ведет двойную бухгалтерию;

— налогоплательщик использует фиктивные документы;

— налогоплательщик скрывает финансово-хозяйственную документацию в ходе проводимой проверки.

Установлена также ответственность свидетеля, эксперта, переводчика за отказ от участия в проведении налоговой проверки, за дачу ложных показаний и т.д.

В случае уплаты налогов и сборов в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательством, взыскиваются пени. Пеня – это денежная сумма, начисляемая за каждый календарный день просрочки платежа, начиная со дня, следующего за установленным законом. Пеня определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: