Как определяется налоговая база по земельному налогу?


Правовая база земельного налога

Земельный налог — местный сбор, подлежащий уплате в соответствующих регионах.

Основные положения земельного налога определены гл. 31 НК РФ. При этом регионы в отношении него принимают свои законы, которыми они вправе самостоятельно регулировать ряд вопросов:

  • устанавливать и дифференцировать налоговые ставки при условии, что они не превышают приведенные в НК РФ;
  • определять порядок и сроки уплаты налогов организациями с учетом ограничений, имеющихся в НК РФ;
  • вводить дополнительные (в сравнении с НК РФ) налоговые льготы.

Какие еще налоги нужно платить в местный бюджет, читайте в материале «Федеральные, региональные и местные налоги в 2017 году».

Будем ли платить больше

Скорее всего, налог теперь вырастет для всех, ведь кадастровая стоимость всегда была на порядок выше инвентаризационной. Что же делать, если вы не хотите платить? Можно подать заявление в судебный орган или подать заявление в комиссию по рассмотрению споров в Росреестр.

Индивидуальным предпринимателям до суда обязательно нужно вначале написать заявление в комиссию, а уже только потом обратиться в суд. Для физических лиц такое ограничение не действует.

Определить, насколько актуальными будут судебные тяжбы, сложно, пока гражданам не пришли уведомления с новыми суммами, подлежащими уплате в бюджет.

Если размер налога будет ненамного выше, то, конечно, не будет иметь смысла тратиться на юристов, проведение оценки и судебные расходы.

Если вы хотите написать заявление в комиссию, нужно подготовить целый перечень документов:

  • заполненное заявление с изложением сути обращения;
  • кадастровая справка про цену недвижимости;
  • правоустанавливающие документы (копии нужно заверить у нотариуса);
  • документ, который подтвердит недостоверность сведений, использованных для определения стоимости;
  • отчет об оценке (проводится независимым экспертом).

Кто платит земельный налог?

Определение плательщиков земельного налога очень простое. Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица, у которых есть земля, признаваемая объектом налогообложения, и одно из следующих прав на эту землю:

  • собственности, в том числе совместной или долевой;
  • пользования без срока;
  • пожизненного владения на условиях наследства.

Лица, имеющие право безвозмездного пользования, а также использующие землю по договору аренды, не обязаны уплачивать земельный налог (п. 2 ст. 388 НК РФ).

При наличии совместной или долевой собственности на земельный участок каждый из собственников платит налог соответственно своей доле (п. 2 ст. 391 и ст. 392 НК РФ):

  • при совместной собственности эти доли равны;
  • при долевой — пропорциональны доле собственности на землю.

Определение объектов налогообложения приведено в ст. 389 НК РФ. Это вся земля, имеющаяся на территории регионов, принявших закон о земельном налоге, за исключением:

  • земли, изъятой из оборота или ограниченной в обороте;
  • лесных участков, предназначенных для лесозаготовок;
  • земли культурного наследия;
  • земельные участки водного фонда, находящиеся в государственной собственности;
  • земли под многоквартирными домами.

Если участок попадает на территорию нескольких регионов, то плательщики земельного налогауплачивают его в каждом из этих регионов в соответствии с местными законами. При этом налоговая база по каждому региону определяется в пропорции к доле площади земельного участка, расположенной в этом регионе (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Уведомление ИФНС

Для физических лиц расчет земельного налога осуществляет территориальный отдел налоговой инспекции. То есть, гражданам не нужно самостоятельно изучать формулы и рассчитывать, какую сумму заплатить. После произведенного расчета налоговая, как правило, направляет уведомление гражданину. В уведомлении пишут сумму, подлежащую оплате, срок внесения средств, иногда прилагают квитанцию.

В этом году уведомления будут отправляться гражданам, начиная с апреля и по сентябрь. Если в уведомлении вы увидите ошибку, поступать следует так: пишите в ИФНС заявление, где указываете на ошибку. Бланк заявления стандартный.

Когда ошибка будет признана, сотрудники ИФНС произведут исправление, перерасчет и вновь направят вам уведомление.

Если уведомление не пришло

Некоторые землевладельцы считают, что если уведомления не было, то и платить ничего не нужно. Это мнение ошибочно. В соответствии с законодательством, физические лица должны сами сообщать в территориальный отдел налоговой о своей собственности (недвижимость, транспорт и т.п.).

Причем, помимо простого сообщения, нужно еще и приложить правоустанавливающие документы. Подобное относится в том числе и к земельным участкам. Сообщение граждане обязаны предоставлять в ИФНС единожды, до 31 декабря последующего года. Имеется в виду следующее: если вы купили землю в 2021 году, то сообщить надо как максимум до 31.12.17 г.

Итак, если уведомлением вас обделили, то нужно обратиться в налоговую лично и проявить желание заплатить налоги. В противном случае вас может ожидать штраф. Например, если вы не получили уведомление, ничего не заплатили, а затем выяснится, что ИФНС не имела сведений обо всем вашем имуществе, то, помимо налога, инспектор еще насчитает штраф в размере двадцати процентов от неоплаченной суммы.

Еще могут начисляться пени: 1/300 ключевой ставки (ставки рефинансирования) за каждый день просрочки.

Что касается срока, то для всех регионов России крайняя дата оплаты – 1 декабря следующего за расчетным периодом года.

Когда за налогоплательщиками признаются права на льготы

Перечень льгот по земельному налогу установлен ст. 395 НК РФ. Основными условиями для их применения служат:

  • предоставление участка для определенных целей и использование его в этих целях;
  • документальное подтверждение права на льготы.

Организации, являющиеся плательщиками земельного налога, освобождаются от уплаты налога по участкам, предназначенным для целей размещения:

  • учреждений уголовно-исполнительной системы;
  • автомобильных дорог общего пользования;
  • религиозных сооружений;
  • общественных организаций инвалидов;
  • народных художественных промыслов;
  • особых и свободных экономических зон;
  • инновационного .

Для общественных организаций инвалидов и организаций с их участием есть дополнительные ограничения. Льготы для них применимы, если:

  • в общероссийских общественных организациях численность инвалидов превышает 80%;
  • в организациях с уставным капиталом, образованным вкладами общероссийских организаций инвалидов, численность работников-инвалидов составляет более 50%, а доля их зарплаты в фонд оплаты труда превышает 25%, при этом участок используется для производства и реализации товаров, работ, услуг, но не для подакцизных или облагаемых НДПИ товаров, не для брокерских или иных посреднических услуг;
  • учреждения, имущество которых полностью принадлежит общероссийским общественным организациям инвалидов, занимаются деятельностью, направленной на оказание помощи инвалидам, их социальную защиту и реабилитацию.

Сроки освобождения от налога особых и свободных экономических зон ограничены:

  • 10 годами с даты регистрации в качестве резидента — для судостроительных организаций особой зоны;
  • 5 годами с месяца появления права на земельный участок — для прочих резидентов особой зоны;
  • 3 годами с месяца появления права на земельный участок — для участников свободной экономической зоны.

Для физлиц существует только одна льгота. Ей могут воспользоваться коренные малочисленные народы РФ, продолжающие вести образ жизни, традиционный для них.

Законами регионов могут быть установлены дополнительные льготы по налогу как для организаций, так и для физлиц.

О нюансах уплаты земельного налога за дачные участки читайте здесь.

Законодательство

Законодательное регулирование осуществляется только второй частью НК РФ, главами 30 (для юрлиц) и 32 (для граждан) соответственно.

Ранее платежу на имущество физлиц был посвящен специальный закон от 9.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Но на сегодняшний день данный акт утратил свою силу и стоит руководствоваться только положениями НК РФ и периодически принимаемыми подзаконными актами.

Условия уменьшения налоговой базы для физлиц

Некоторые категории физлиц — налогоплательщиков земельного налога имеют право еще на одну льготу. Она представляет собой непосредственное уменьшение налоговой базы на сумму, которая не облагается налогом. При этом налог (если сумма уменьшения равна ему или превышает его) может уменьшиться до нуля (п. 7 ст. 391 НК РФ). По НК РФ сумма уменьшения составляет 10 тыс. руб. (п. 5 ст. 391 НК РФ). Однако регионы могут изменять как величину этой суммы, так и перечень налогоплательщиков, имеющих право на такую льготу (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Согласно п. 5 ст. 391 НК РФ указанная льгота применима, если плательщик земельного налога, является:

  • Героем СССР, РФ или полным кавалером ордена Славы;
  • инвалидом 1-й или 2-й группы, инвалидом с детства;
  • ветераном или инвалидом ВОВ или боевых действий;
  • лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие аварий на гражданских и военных объектах РФ или при проведении ядерных испытаний.

Право на такую льготу должно быть подтверждено документально. Порядок и сроки предоставления документов устанавливаются законами регионов. При этом срок подтверждения не может быть позднее 1 февраля года, следующего за расчетным (п. 6 ст. 391 НК РФ).

О том, как земельный налог рассчитывается для ИП, читайте в статье «Земельный налог для ИП с 2015 года».

Закон города Москвы «О земельном налоге»

Закон города Москвы «О земельном налоге»

24 ноября 2004 года N 74

(в ред. Закона г. Москвы от 01.06.2005 N 19) Настоящий Закон в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает земельный налог на территории города Москвы Статья 1. Общие положения

Настоящим Законом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации на территории города Москвы определяются ставки земельного налога (далее — налог), порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков, а также порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы.

(в ред. Закона г. Москвы от 01.06.2005 N 19)

Статья 2. Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:

1) 0,3 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в городе Москве и используемых для сельскохозяйственного производства, а также земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

(в ред. Закона г. Москвы от 01.06.2005 N 19)

2) 0,1 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, занятых автостоянками для долговременного хранения индивидуального автотранспорта и многоэтажными гаражами-стоянками, жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

(в ред. Закона г. Москвы от 01.06.2005 N 19)

3) 1,5 процента от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.

Статья 3. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

1. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

2. Налогоплательщики — организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают авансовые платежи по налогу не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

3. Налогоплательщики — физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не уплачивают авансовые платежи по налогу.

Статья 3.1. Налоговые льготы

(введена Законом г. Москвы от 01.06.2005 N 19)

1. Освобождаются от налогообложения:

1) органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве — в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения возложенных на них функций;

2) учреждения образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта, финансируемые из федерального бюджета, бюджета города Москвы, а также за счет средств профсоюзов, — в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта;

3) государственные учреждения города Москвы, созданные по решениям Правительства Москвы и финансируемые из бюджета города Москвы, — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций;

4) организации и физические лица — в отношении земельных участков, предоставленных для эксплуатации спортивных сооружений, используемых в соответствии с целевым назначением;

5) организации и физические лица — в отношении земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами;

6) государственные научные центры, а также научные организации, выполняющие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследований и Российского фонда технологического развития, — в отношении земельных участков, используемых ими в целях научной деятельности;

7) учреждения и организации, осуществляющие охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий, — в отношении земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования, отнесенных к особо охраняемым природным территориям в соответствии с Законом города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» и включенных в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в городе Москве, занятых национальными, природными, природно-историческими, экологическими, дендрологическими парками, природными заказниками, памятниками природы, заповедными участками, ботаническими садами, городскими лесами, водоохранными зонами;

8) организации, использующие труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг, а также услуг по сдаче в аренду зданий, сооружений, помещений и земельных участков). При определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера;

9) органы судебной системы, включая мировых судей, органы прокуратуры, органы внутренних дел — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций;

10) органы, подразделения и организации пожарной охраны — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций.

2. Налоговая база, уменьшенная в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации на не облагаемую налогом сумму на одного налогоплательщика на территории города Москвы, в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении отдельных категорий налогоплательщиков, дополнительно уменьшается на 500000 рублей для следующих категорий:

1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров орденов Славы, Трудовой Славы и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР»;

2) инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;

3) инвалидов с детства;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

3. Налоговые льготы, установленные настоящей статьей, не распространяются на земельные участки (части, доли земельных участков), сдаваемые в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.

4. Налогоплательщики, перечисленные в пунктах 2, 9 и 10 части 1 настоящей статьи, освобождаются от налогообложения в отношении сдаваемых в аренду земельных участков (частей, долей земельных участков) в случаях, когда арендная плата в полном объеме учитывается в доходах федерального бюджета, бюджета города Москвы с отражением доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в сметах доходов и расходов учреждений.

5. Действие части 4 настоящей статьи распространяется на учреждения, финансируемые из федерального бюджета, с 1 января 2005 года, на учреждения, финансируемые из бюджета города Москвы, — с 1 января 2006 года.

Статья 4. Порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы

Документы, подтверждающие право на уменьшение налоговой базы в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, представляются в налоговые органы по месту нахождения земельного участка:

1) налогоплательщиками — физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, — в сроки, установленные для представления налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу и налоговой декларации по налогу;

2) налогоплательщиками — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, — в срок до 1 октября года, являющегося налоговым периодом. В случае возникновения (утраты) до окончания налогового периода права на уменьшение налоговой базы налогоплательщиками представляются документы, подтверждающие возникновение (утрату) данного права, в течение 10 дней со дня его возникновения (утраты).

Статья 5. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2005 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона утрачивают силу:

1) Закон города Москвы от 21 января 1998 года N 1 «О ставках земельного налога»;

2) Закон города Москвы от 11 октября 2000 года N 32 «О льготах по земельному налогу».

Мэр Москвы

Ю.М. Лужков

Москва, Московская городская Дума

24 ноября 2004 года

N 74

Итоги

Плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, пользующиеся земельными участками на основании права собственности, права бессрочного пользования или по праву наследования земель. Налоговым законодательством установлен ряд лиц, имеющих льготные условия при исчислении налога. При этом законами субъектов перечень льготников может быть расширен.

Чтобы разобраться во всех нюансах исчисления земельного налога, читайте нашу рубрику «Земельный налог».
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Если кадастровая стоимость отсутствует

В случае, когда стоимость по кадастру не определена, нужно обязательно обратиться в отдел бюро технической инвентаризации. В БТИ нужно подать заявление, в котором обосновать вызов специалиста для оценки. К заявлению прилагают копии паспорта гражданина и документы на недвижимость (подтверждающие существующее право).

Приехавший по вызову специалист оформит планы недвижимости (кадастровый и технический).

Сведения о стоимости нужны будут не только для расчета налога. Для наложения обременения в виде залога, для раздела наследства, оформления дарения и расчета НДФЛ также потребуется знать стоимость имущества согласно кадастру.

Что такое налог на имущество?

Как видно из названия – это прямой платеж в пользу государства, которым облагается

документы для получения кадастрового плана

имущество, как движимое, так и недвижимое. Это зависит от самого вида платежа и, следовательно, от субъекта.

Законодательство устанавливает два вида рассматриваемого налога:

  • на имущество организаций;
  • на имущество физлиц.

Налог на имущество юрлиц относится к числу региональных, поэтому его ставка устанавливается в каждом регионе страны своя, однако она не может превышать границы, определенной НК РФ – 2,2%, а за основу для расчетов берется кадастровая стоимость соответствующего недвижимого объекта.

Поступления от уплачиваемого организациями обязательного платежа направляются в региональные бюджеты (то есть в каждый субъект РФ).

Налоговая база – это средняя годовая стоимость имущества, содержащегося в законном перечне объектов.

распоряжение с/х землями
Налоговый период для уплаты организациями – это календарный год, а отчётные периоды – первый квартал, 6 и 9 месяцев.

Имущественный налог, взимаемый с граждан – это, напротив, местный платеж, следовательно, ставки определяются местными органами власти, однако они должны быть в диапазоне ставок, содержащихся в законах на уровне всей страны.

Ставки зависят от общей суммы инвентаризационной стоимости объектов, подлежащих обложению рассматриваемым платежом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: