Субъекты, объекты и правила проведения налоговых проверок.

Порядок проведения налоговых проверок необходимо знать. Что нужно делать, если к Вам пришла налоговая инспекция?

ВНИМАНИЕ: наш налоговый адвокат принимает участие при проверке, а также знает, как готовиться к налоговой проверке правильно, поэтому, обратившись к нам, Вы получите профессиональную юридическую помощь.

Основания проведения налоговой проверки

Для проведения выездной проверки налоговой должно быть основание, в качестве которого выступает согласно ст. 89 НК РФ решение руководителя налогового органа или его зама.

Послужить причиной для принятия вышеуказанного решения о проверке может следующее:

  1. если налоговая нагрузка у подлежащего проверке лица ниже среднего уровня в конкретной сфере;
  2. если организация осуществляет свою деятельность с убытками на протяжении нескольких лет подряд и отражала соответствующие убытки в налоговой отчетности;
  3. если в отчетности указаны значительные суммы налоговых вычетов за тот или иной период;
  4. если работникам выплачивается зарплата, которая ниже среднеотраслевого уровня в субъекте РФ;
  5. если налогоплательщик неоднократно снимался с учета и вставал на учет в налоговых органах, меняя места нахождения;
  6. если налогоплательщик не представил пояснения в ответ на уведомление налоговиков о выявлении несоответствий показателей ведения деятельности, или не представил в налоговую документы, которые запрашивались;
  7. по иным причинам.

ПОЛЕЗНО: смотрите видео про обжалование решения налоговой и участие адвоката в налоговой проверке. Подписывайтесь на канал YouTube для возможности получать бесплатные консультации по налогам и иным вопросам через комментарии к роликам:

Порядок налоговой проверки

  1. Решение о выезде принимает руководитель налогового органа, поэтому Вам следует уделить внимание реквизитам данного решения (кем подписано? какое лицо проверяет?). Если решение ненадлежаще оформлено, тогда у нас появляется шанс его обжаловать в свою пользу.
  2. Следует помнить, что проверка охватывает только три последних года деятельности, поэтому брать больший период налоговая не имеет права, кроме того, налоговая не может дважды за календарный год выезжать к вам с проверкой по одним и тем же налогам. Кроме того, выезду налоговой предшествует запрос документов, на который налогоплательщик направляет ответ налоговой на запрос. Срок проверки составляет не более 2х месяцев (в исключительных случаях до трех месяцев). Порядок выездных налоговых проверок не должен быть нарушен.
  3. По итогам проверки составляется акт. В нем должны быть прописаны нарушения, выявленные в ходе проверки, выводы по указанным нарушениям, ссылки на конкретные нормы Налогового кодекса РФ. Эти моменты важны, так как на основании них будет вынесено решение, которое можно обжаловать.
  4. Но подвергнуть проверки можно и сам акт, Наголовый кодекс РФ дает двухнедельный срок для предоставления возражений, которые рассматриваются в присутствии налогоплательщика (нарушение данной процедуры тоже может послужить основанием для отмены решения). По результатам такой процедуры возможно назначение дополнительной проверки. Ее назначение будет свидетельствовать о недостаточности сведений, для привлечения к ответственности.

Элементы налогового контроля

В целях получения четкой структуры административного процесса к основным элементам налогового контроля можно отнести:

  1. Стороны-участники мероприятий – уполномоченные государственные органы, прежде всего, налоговые и таможенные структуры.
  2. Объекты контроля – проверяемые операции и ресурсы подконтрольных физических и юридических лиц.
  3. Формы контроля – включают предварительные мероприятия, оперативные (текущие) проверки и завершающие. Могут проводиться по всей деятельности в целом или по отдельным вопросам соблюдения законодательных норм.
  4. Процедуры налогового контроля – выездные и камеральные проверки, включая проверку КГН; участников инвестиционных региональных проектов. По решению налоговых органов в ходе выполнения мероприятий могут привлекаться свидетели, изыматься необходимые для проверки документы, проводиться экспертизы и т.д.
  5. Порядок выполнения налогового контроля – нормативные требования регламентируются налоговым законодательством РФ на различных уровнях. Прежде всего, это проверка правильности ведения хоз. субъектом своих объектов налогообложения, доходов, расходов. Кроме того, в ходе контроля проверяется полнота начисления и уплаты налоговых обязательств, соблюдение установленных для перечисления сумм сроков. Дополнительно оценивается соответствие принятых налогоплательщиком принципов учета актуальным законодательным требованиям и выявляются имеющиеся нарушения. На заключительном этапе оформляются документы проведенных действий по налоговому контролю, где фиксируются фактические результаты мероприятий.

Сроки проведения налоговой проверки

Выездная налоговая проверка осуществляется в срок не превышающий два месяца. Указанный отрезок времени начинается со дня принятия решения о проведении проверки и заканчивается днем составления справки, подтверждающей проведение контрольного мероприятия.

Срок проведения налоговой проверки по решению руководителя УФНС либо лица его замещающего может быть увеличен до шести месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ), а в случае если контролирующий орган приостанавливал налоговую проверку, максимальный срок может составить один год. Законодателем оставлен открытым перечень для увеличения периода проверки, что фактически оставляет данный вопрос на усмотрение налогового органа.

Стоит отметить, что срок проведения налоговой проверки обособленного структурного подразделения организации составляет один месяц и не может быть продлен.

Тематическая налоговая проверка: что за зверь


Заставить налогоплательщика уплатить налог — главная задача фискальных органов. И если налогоплательщик по собственной воле этого не делает, то задача налоговиков сделать это силой.

Основная сила ФНС сейчас сконцентрирована в АСК НДС-2 и выездных налоговых проверках (ВНП). Через эти два инструмента мотивирование компаний отказаться о вычетов по НДС и уплачивать другие положенные налоги происходит максимально эффективно: с выносом имущества, с блокировкой счетов, с субсидиарной ответственностью и прочими неприятностями.

И если компания генерит оборот от 1 млрд. руб., то шансов избежать ВНП у нее мало. Налоговая инспекция такие компании рассматривает под лупой и до того, как придет с решением о проведении проверки, уже все нашла и вместе с выдачей решения лишь озвучивает свою царскую волю… в цифрах, конечно же.

Однако, у ВНП есть одна неприятная деталь — для налоговой инспекции (читай — для бюджета страны) такое удовольствие дорогое. Поэтому если уж стрелять, то максимально метко и чтобы шансов отстоять свои интересы в суде у компании не было.

Чтобы удешевить процесс проверки компании, у налоговой инспекции сравнительно недавно появилось оружие под названием тематическая налоговая проверка (ТНП).

Посмотрим поближе на этого зверя:

Понятие тематической налоговой проверки в полной мере раскрывается в Письме ФНС России от 25 июля 2013 года № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» (п. 1.3.3.).

ТНП— это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности компании, то есть отдельного вида налога (НДС, прибыль, зарплатные налоги). То есть ТНП — это разновидность выездной налоговой проверки, только сокращенная.

Результаты такой проверки оформляются также как выездные, проводится она только по одному налогу, охватывает период времени менее трех лет и имеет такие же последствия для налогоплательщика, как и выездные.

Нынче хорошо получается у инспекторов шантажировать именно этими проверками тех руководителей, которые отказываются снимать вычеты по НДС по спорным контрагентам.

Право инспекции на проведение налоговой проверки закреплено в пункте 2 статьи 31 Налогового Кодекса РФ. Статьи 82, 89 и 89.1 Налогового кодекса РФ регламентируют порядок, процедуры и сроки проведения проверки.

Срок проведения ТНП не превышает 2 месяца. Однако срок ее может быть увеличен по решению руководителя инспекции.

ТНП могут назначить из-за наличия недобросовестных контрагентов второго и последующих звеньев и для этого иметь выручку 1 млрд. и больше уже не надо. Достаточно половины этой суммы, чтобы попасть в сферу интересов налоговиков.

Полностью проверить всю цепочку контрагентов компания вряд ли сможет, поэтому, чтобы защитить себя от налоговой проверки надо заручиться доказательствами добросовестности своих прямых поставщиков: убедиться в том, что руководитель компании поставщика не откажется от того факта, что он таковым является, у него есть склад, магазин, офис, сотрудники (хотя бы 5) и другие средства, позволяющие удостовериться в том, что компания имеет все необходимые ресурсы для того, чтобы товары продать, услуги оказать, работы выполнить.

Приостановление выездной налоговой проверки

По решению руководителя УФНС либо лица его замещающего выездная налоговая проверка может быть приостановлена. В п. 9 ст. 89 НК РФ указаны следующие основания приостановления контрольного мероприятия:

  • истребование информации, сведений, документов;
  • назначение экспертизы;
  • официальный запрос информации от иностранных государственных органов;
  • перевод проверяемого материала на русский язык.

УФНС вправе приостанавливать контрольное мероприятие несколько раз в зависимости от необходимости в вышеуказанных действиях, но, в любом случае, совокупный период приостановления проверки не должен превышать шести месяцев.

Налоговые проверки их виды и порядок проведения

Налоговое право выделяет разные виды налоговых проверок. При этом каждый отдельный вид предполагает разные методы налоговых проверок.

В зависимости от того, является ли проверка запланированной налоговиками или осуществляется спонтанно, налоговые проверки бывают двух видов: плановые и внеплановые.

Плановые проверки проводятся в соответствии с графиком, утвержденным инспекцией ФНС. При этом у налоговиков отсутствует обязанность официально публиковать этот график и делать его данные общедоступными.

Внеплановые проверки осуществляются на основании решений суда, поручения уполномоченных органов, а также получения информации о нарушениях налогового законодательства.

Еще одним критерием, позволяющим определить, какие бывают налоговые проверки, является место их проведения. При этом видами налоговых проверок являются камеральные и выездные проверки.

Последствия выездной налоговой проверки

Наиболее благоприятным вариантом для налогоплательщика является отсутствие каких-либо последствий после проведения налоговым органом выездной проверки. При таком раскладе руководителем или заместителем УФНС выносится решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности, а в акте, составленном УФНС по завершении контрольного мероприятия отсутствуют сведения о выявлении нарушений и необходимости произведения доначислений.

На практике это скорее редкость, чем распространенный вариант. Основной целью выездной налоговой проверки является выявление недобросовестных налогоплательщиков, фактов уклонений от уплаты налогов, а это в свою очередь означает, что девять из десяти налоговых проверок приведут к дополнительным начислениям налогов, пеней, штрафов. В зависимости от размера выявленной задолженности будет рассмотрен вопрос об уголовной ответственности проверяемого лица, а также субсидиарной ответственности налогоплательщика за ущерб, причиненный бюджету неуплатой предусмотренных налогов.

Возражения на акт налоговой проверки

Результатом проверки должен быть соответствующий акт, который подлежит вручению лицу, которое проверяли.

Получив акт лицо должно с ним ознакомиться. Если после изучения акта лицо, которое проверяла налоговая, будет не согласно с фактами, отраженными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих, то оно праве в течение одного месяца со дня, когда получило акт, предоставить в налоговую возражения в письменной форме на акт.

В возражениях лицо указывает реквизиты акта, с которым не согласно, а далее отражает, с какой информацией в акте не согласно и почему, каким обстоятельствам не соответствуют факты, указанные в акте и чем это подтверждается. В подтверждение своих возражений лицо может приложить документы к возражениям. Возражения подлежат направлению в адрес налоговой, которая проводила проверку и составила акт.

Статья 87. Налоговые проверки

В соответствии с п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение либо о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Чтобы налоговые проверки не преподнесли вам неприятных сюрпризов, рекомендуем время от времени устраивать тотальные внутренние проверки, призванные выявить потенциальные налоговые риски и оценить полноту и своевременность сдачи всех отчётностей. Для наших пользователей такая услуга доступна бесплатно.

Налоговая проверка – совокупность действий налогового органа по отслеживанию документальной, фактической законности расчета, удержания и выплаты налогов и сборов налогоплательщиками. Вышеупомянутая инстанция имеет право осуществлять контроль над компаниями с любой организационно-правовой формой, составом учредителей, формой собственности, ведомственной подчиненностью и т.д.

Камеральную налоговую проверку неоднократно проходят все налогоплательщики – после сдачи каждой декларации, расчета или других документов о налоговых обязательствах. Выездные налоговые проверки проводятся в отношении не всех налогоплательщиков, а выборочно, по одному или нескольким налогам и они могут затрагивать период до трех лет, предшествующих году проверки.

Частный бизнес развивается без создания юридического лица. Его собственники скрываются от налогообложения или подают документы с заниженными данными по доходам, таким образом, платят меньше.

В руках сотрудников ФНС сосредоточено множество инструментов, позволяющих тщательно следить за соблюдением законодательства в области налогов и сборов, опираясь при этом на разные формы налоговых проверок.

В зону риска попадают организации, которые с момента создания два и более раза меняли юридический адрес с одновременной сменой ИФНС.\n\r\n\r\n\nПриближение спецрежимника к предельным показателям.

Для этих целей «приближением» считается разница между фактическим и предельным значением параметра менее 5%.\n\r\n\r\n\nСумма профессионального вычета.

В НК РФ предусмотрено 2 вида налоговых проверок: выездные и камеральные. Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика и не может длиться более 2 мес. (с возможностью продления до 4 или 6 мес.), а камеральная проверка происходит в инспекции, а ее продолжительность – не более 3 месяцев.

Кандидаты для этого мероприятия отбираются налоговой службой на основании критериев риска. Часть из них носит общедоступный характер и приведена в приказе ФНС от 30.05.07 № ММ-3-06/ Перечислим основные критерии.\n\r\n\r\n\nНалоговая нагрузка. В «красную» зону попадают те, у кого она меньше среднеотраслевого показателя. Значения этого критерия ежегодно публикуются на сайте ФНС.

Во всех случаях проверочные мероприятия проводятся с целью обеспечения соблюдения правильности расчета и уплаты налогов. Между тем, они отличаются друг от друга порядком их осуществления.

В первом случае проверка производится по заранее разработанному и утвержденному плану. Во втором случае проверка осуществляется вне графика.

Согласно статье 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.

Виды налоговых проверок классифицированы по характеру действий. Камеральная налоговая проверка подразумевает проверку налоговым органом по месту его нахождения всей документации, которая имеется в распоряжении, а также сопоставление с теми документами, которые представляют в налоговый орган плательщики. То есть это проверка, так называемая – номинальная, а не фактическая, на местах.

Так, по результатам камеральной проверки плательщику выдается акт налоговой проверки, который содержит в себе все данные о проведенном сравнении документов.

В вводной части обязательно указывается, какой именно налоговый орган решил провести проверку, номер этого органа, имя руководителя, дату проведения проверки. Кроме того указываются, в отношении каких налогов и сборов проводилась проверка, меры для осуществления контроля за исполнением налогового законодательства.

Камеральная проверка — это проверка документов, представленных организацией в налоговую инспекцию. Такая проверка проводится непосредственно в самой инспекции без выезда на предприятие.

Камеральная проверка — это проверка документов, представленных организацией в налоговую инспекцию. Такая проверка проводится непосредственно в самой инспекции без выезда в организацию.

Как видно, законодательное регулирование проведения налоговыми органами встречных проверок довольно скудно, но и из приведенных положений ст. 87 НК можно сделать некоторые выводы.

Любая налоговая проверка — это испытание для налогоплательщика, которое часто оборачивается взысканием значительных сумм недоимки по налогу, начислением пени, а в некоторых случаях и штрафами. Получить представление об этих суммах можно из официальных данных ФНС.

Камеральные налоговые проверки имеют своей целью контроль над соблюдением налогового законодательства и проводятся непосредственно на территории инспекции ФНС. Сущность этого метода контроля заключается в ревизии переданных деклараций и иных документов, подтверждающих исполнение обязанностей налогоплательщиков и/или налоговых агентов.

Наиболее сложными для бухгалтерии налогоплательщика является такие виды налоговых проверок, как выездные. В отличие от камеральной для проведения выездной проверки требуется разрешение руководителя инспекции ФНС или его заместителя. Период, подлежащий проверке, ограничен тремя годами и может затрагивать как один налог, так и несколько.

Плановые проверки проводятся в соответствии с графиком, утвержденным инспекцией ФНС. При этом у налоговиков отсутствует обязанность официально публиковать этот график и делать его данные общедоступными.

Как избежать налоговой проверки?

Полностью исключить вероятность проведения выездной налоговой проверки в какой-либо организации не представляется возможным, но и налоговые органы не в состоянии проверить всех. Для того, чтобы свести к минимуму вероятность проведения выездного контрольного мероприятия следует учитывать риск-ориентированный подход УФНС при составлении плана проверок. Иными словами, чем выше риски финансово-хозяйственной деятельности, тем выше вероятность налоговой проверки, следовательно, для того, чтобы избежать налоговой проверки следует уменьшать следующие экономические риски:

  • отражение в отчетности убытков в течение двух и более лет;
  • налоговая нагрузка ниже среднего в регионе в аналогичной сфере;
  • низкая рентабельность;
  • рост расходов превышает рост доходов;
  • частая смена налогового органа, в котором организация поставлена на учет;
  • заработная плата сотрудников ниже, чем в среднем в регионе;
  • иные обстоятельства, которые лучше уточнить у нашего адвоката в ходе консультации.

Тщательный анализ и профилактика указанных финансово-хозяйственных рисков способна свести к минимуму вероятность проведения в отношении подобного юридического лица выездной налоговой проверки, но полностью обезопасить бизнес от дополнительных пеней и штрафов можно только при полном соблюдении налогового законодательства.

Субъекты и объекты налогового контроля

Администрирование налоговых операций считается важной частью финансового и государственного контроля деятельности субъектов бизнеса. Проводимые мероприятия направлены на проверку правильности соблюдения законодательных норм – начисления предприятиями налогов, сборов и других обязательных платежей; полноты перечисления средств в бюджет; законности использования льгот и пр. Регулирование налогового контроля осуществляется согласно требованиям главы 14 НК.

По п. 3 ст. 82 НК участниками налогового контроля являются:

  • Налоговые органы.
  • ОВД.
  • Таможенные органы.
  • Следственные структуры.
  • Управленческие органы государственных внебюджетных фондов.
  • Подконтрольные компании-налогоплательщики.
  • Вспомогательные стороны.

Основная цель налогового контроля – выявление и предупреждение нарушений в области налогообложения, обеспечение законности финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и физических, включая предпринимателей. В общем смысле объектом налогового контроля являются правоотношения в области налогообложения подотчетного субъекта по вопросу выполнения им предусмотренных законодательством РФ обязательств с точки зрения их правомерности, полноты, своевременности и достоверности.

С учетом вышесказанного объекты налогового контроля – это:

  • Денежные ресурсы налогоплательщиков и их движение.
  • Трудовые ресурсы.
  • Материальные и прочие ресурсы.

Обратите внимание! П. 4 ст. 82 запрещает сбор, последующее хранение, а также распространение любой информации, полученной в ходе контрольных мероприятий с нарушением установленных законодательством РФ норм, включая нарушение требований о конфиденциальности данных.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: