Налоговая база для земельного налога: понятие и особенности определения

Главная / Недвижимость / Земельный участок / Налоги

Назад

Опубликовано: 01.04.2017

Время на чтение: 10 мин

0

318

За последние несколько лет число граждан, решивших перебраться из квартир в свои дома, существенно возросло. Проживание на своем собственном участке позволяет выращивать урожай и значительно экономить на электроэнергии и других коммунальных услугах. Однако, имея загородный дом, необходимо платить законом установленные налоги за ту землю, на которой он находится.

Начиная с середины 2021 года начал активно обсуждаться вопрос о значительном увеличении размера земельного налога и это не может не обеспокоить большинство землепользователей. В связи с этим необходимо более подробно разобраться в вопросе налога за землю.

  • Законодательство
  • Что является объектом налогообложения?
  • Ставки земельного налога на различные объекты
  • Особенности налогообложения земли общего пользования
  • Когда возникают льготы по уплате земельного налога?

Правовая база земельного налога

Земельный налог — местный сбор, подлежащий уплате в соответствующих регионах.
Основные положения земельного налога определены гл. 31 НК РФ. При этом регионы в отношении него принимают свои законы, которыми они вправе самостоятельно регулировать ряд вопросов:

  • устанавливать и дифференцировать налоговые ставки при условии, что они не превышают приведенные в НК РФ;
  • определять порядок и сроки уплаты налогов организациями с учетом ограничений, имеющихся в НК РФ;
  • вводить дополнительные (в сравнении с НК РФ) налоговые льготы.

Категории льготников, полностью освобожденные от уплаты земельного налога в РФ


Следует также подчеркнуть еще один, имеющий важное значение, момент. В РФ на законодательном уровне существует определенный перечень льготников, полностью освобожденных от уплаты земельного налога. К ним, в частности, относятся физлица, являющиеся представителями коренных малочисленных народов Дальнего Востока, Сибири и Севера, равно как и их общины. Освобождение от необходимости уплаты налога предоставляется здесь в отношении земли, используемой для сохранения их традиционного образа жизни, его развития, а также для промыслов и хозяйствования.

Предоставляется такая льгота и целому ряду организаций и учреждений, например, входящих в состав Минюста РФ. Здесь, впрочем, также есть оговорка. От налогообложения полностью освобождаются земли, предоставленные с целью непосредственного выполнения функций, возложенных на данные учреждения и организации. Естественно, это далеко не полный перечень льготников.

От уплаты налога на землю в РФ освобождены, например, различные религиозные организации. Впрочем, здесь льгота, предоставляемая государством, распространяется далеко не на все участки. Законодательство предусматривает освобождение от налогов лишь земель, на которых расположены строения религиозного и благотворительного характера. Не платят организации налог также и за участки, занятые государственными автодорогами общего пользования.

Объекты налогообложения?

Облагаются земельным налогом участки земли, расположенные на территории муниципального образования, на территории которого введен налог.

Не являются объектом налогообложения

:

  • участки, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте;
  • участки из состава земель лесного фонда;
  • участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома и др.

Вопросы налогообложения

Как упоминалось ранее, «упрощенцам», выбравшим в качестве объекта налогообложения разницу между доходами и расходами, на основании пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ разрешено включить в налоговую базу уплаченные суммы налогов (имущественного, земельного, транспортного и др.).

Между тем сумма компенсации расходов продавца недвижимости по уплате земельного налога, взыскиваемая с покупателя на основании п. 1 ст. 1102 ГК РФ, едва ли может быть квалифицирована в качестве налогового платежа. А прямо такие затраты в п. 1 ст. 346 НК РФ, содержащей перечень разрешенных к налоговому учету расходов, не поименованы.

Но, возможно, существует более сложный путь признания таких затрат? Ведь, как известно, нормы гл. 26.2 НК РФ позволяют «упрощенцам» включить в налоговую базу довольно обширный перечень расходов, явно не названных в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Например, судебные расходы, которые упомянуты в пп. 31 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.Как известно, в ней не уточнено, какие именно расходы могут быть признаны судебными. Поэтому для установления их перечня имеет смысл обратиться к иным отраслям права, что позволяет сделать п. 1 ст. 11 НК РФ. В частности, при квалификации расходов в качестве судебных следует руководствоваться положениями:

  • или АПК РФ, который регулирует осуществление правосудия в арбитражных судах при рассмотрении дел по экономическим спорам и другим спорам, связанным с предпринимательской и иной экономической деятельностью;
  • или ГПК РФ, который регламентирует порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции, разрешающих дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

В главе 9 АПК РФ и гл. 7 ГПК РФ приведены перечни затрат, которые стороны могут нести в связи с рассмотрением спора в судебном порядке. В обоих кодексах судебные расходы разделены на государственную пошлину и судебные издержки.

В статье 101 АПК РФ и ст. 88 ГПК РФ приведены перечни возможных судебных издержек. Причем каждая из названных статей по-своему определяет состав судебных издержек. Есть и сходство, и различия. Более того, эти перечни судебных издержек являются открытыми, что указывает на возможность признания таковыми расходов, не включенных в перечни. Разумеется, с учетом рекомендаций, приведенных в Постановлении Пленума ВС РФ от 21.01.2016 № 1.

Однако такой вид издержек, как сумма возмещения ущерба (а сумму неосновательного обогащения в виде уплаченного продавцом за покупателя земельного налога необходимо признать именно таковой), едва ли может быть признан (даже с учетом этих рекомендаций) необходимым судебным расходом. А поскольку и в ст. 346.16 НК РФ не назван такой вид расхода, как возмещение ущерба на основании вступившего в силу судебного акта, получается, что включить обозначенную сумму в налоговую базу без налоговых рисков «упрощенец», не оформивший (как того требует закон) права на земельный участок, на котором расположен приобретенный им объект недвижимости, не сможет. Следовательно, «упрощенцу», приобретающему объекты недвижимости, невыгодно затягивать процедуру оформления прав на земельный участок (долей, если участок находится в общей долевой собственности), на котором расположены объекты недвижимости.

Что является объектом налогообложения?

Как следует из названия рассматриваемого налога, объект, на который он накладывается – это земельный участок.

Этот платеж распространяется на все земельные наделы в пределах одного района или города, на территории которого он установлен.

Исключение из данного правила относится к землям:

оформление документов на землю

  • изъятым из оборота;
  • ограниченным в обороте;
  • являющимся частью земли лесного фонда;
  • входящим в число общего имущества многоквартирного дома;
  • ограниченным в обороте в составе водных объектов.

Как устанавливаются налоговые ставки и список налогоплательщиков

Земельный налог является налогом, поступающим в местные бюджеты. Законодательная база по нему изложена в главе 31 НК РФ. В частности, местным властям дается право на принятие собственных нормативных актов по земельному налогу, где им разрешено:

  • Определять ставки налога и распределять их по категориям. При этом предельные значения налоговых ставок не должны выходить за рамки, установленные федеральным центром.
  • Устанавливать порядок внесения в бюджет земельного налога, а также сроки, в которые должен уложиться налогоплательщик при уплате. Как и для ставок налога, здесь тоже существуют рамки, за которые выходить местным законодателям не разрешается.
  • Добавлять к уже существующим в НК РФ новые налоговые льготы, которые будут признаны целесообразными для конкретного муниципалитета.

Кто платит земельный налог в 2021 году

Земельный налог должны платить лица, владеющие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Если же земельные участки находятся у физических лиц на праве безвозмездного срочного пользования или были им переданы по договору аренды, земельный налог платить не нужно

.

За какими налогоплательщиками земельного налога признаются льготы

Налоговое законодательство предусматривает несколько видов льгот по земельному налогу. Перечень, который предусмотрен федеральным центром, указан в ст. 395 НК РФ. Льготы становятся возможны, если выполняются следующие условия общего характера:

  • участок предоставляется для назначенных целей и только в этих рамках и используется;
  • наличествуют документы, подтверждающие право на преференции.

Если говорить о целевом использовании участков как условии для предоставления льгот, то налог не платится на земле, отведенной:

  • учреждениям, работающим в системе уголовно-исполнительного производства;
  • для автомобильных дорог федерального и местного значения;
  • под религиозные здания и сооружения;
  • для общественных организаций инвалидов;
  • для народных художественных промыслов;
  • под экономические зоны, имеющие инвестиционное значение;
  • для нужд .

Однако внутри этого списка установлены некоторые ограничения. Так, например, плательщики земельного налога, обслуживающие нужды инвалидов, получат льготы, если выполнят условия следующего рода:

  • если речь идет об общественной организации, то ней численность инвалидов должна быть более 80%;
  • учреждения, полностью принадлежащие организациям инвалидов, должны работать в сфере оказания помощи людям, имеющим инвалидность (защита и реабилитация);
  • если подразумевается компания, в которой уставный капитал сформирован общественными организациями инвалидов, то в свою очередь: сотрудники-инвалиды должны иметь долю в штате более 50%;
  • доля их оплаты труда в общем объеме заработной платы должна быть больше чем 25%;
  • отведенная земля используется для целей, не связанных с производством товаров, облагаемых акцизами, а также здесь не должны оказываться услуги брокерского или посреднического характера.

Льготы для различных экономических зон установлены по срокам действия. Так:

  • компании, занимающиеся судостроением в особой зоне, имеют право пользоваться льготами 10 лет с момента, когда прошла регистрация в качестве резидента РФ;
  • иные резиденты особых зон вправе пользоваться льготами только 5 лет с того месяца, когда получено право на использование земельного участка;
  • участники свободной экономической зоны будут пользоваться преференциями лишь 3 года с того месяца, когда получено право на использование земельного участка

Список преференций разрешено продлевать, и делать это вправе местные законодатели.

В каких случаях льготниками являются физлица

Для физических лиц на федеральном уровне установлено полное освобождение от земельного налога — в отношении малочисленного коренного населения, при условии что это население не будет менять традиционного образа жизни.

Другие физлица — налогоплательщики земельного налога вправе рассчитывать на льготы, которые устанавливаются путем уменьшения налоговой базы на необлагаемую сумму. В результате величина налогового платежа может достичь и нулевого значения. П. 5 ст. 391 НК РФ установил, что эта сумма должна быть равна 10 000 руб., и ее могут принять к уменьшению лишь некоторые категории налогоплательщиков. В их число входят, например Герои Советского Союза, ветераны ВОВ, инвалиды с детства, а также первой и второй групп, «чернобыльцы» и проч.

Муниципальным законодателям предоставлено право увеличивать эту сумму, им же разрешается расширять список категорий граждан, которым может быть предоставлена такая льгота.

ВАЖНО! Льгота будет предоставлена лишь по предъявлении подтверждающих документов. Сроки подачи этих бумаг, как и правила оформления, регулируются местными нормативными актами. Однако выходить за рамки 1 февраля года, идущего за расчетным, запрещается.

Кого не признают плательщиками земельного налога

Так как Налоговым Кодексом устанавливаются категории плательщиков земельного налога, этим же нормативным актом формируется и перечень юридических и физических лиц, которые не подлежат уплате налогового бремени.

Этот перечень сформирован в Главе 31 Налогового Кодекса Российской Федерации и является исчерпывающим, то есть подлежащим изменению только в случаях корректировки действующего законодательства.

Согласно этому перечню не будут считаться плательщиками земельного налога следующие категории участников земельных правоотношений:

  • Юридические и физические лица, земельные участки которым предоставлены на праве аренды;
  • Организации и физические лица, которые используют те или иные земельные участки на праве безвозмездного срочного пользования;
  • Организации, занимающиеся охраной Государственной границы Российской Федерации;
  • Государственные предприятия, в чьи обязанности входит обеспечение бесперебойного транспортного сообщения внутри Российской Федерации (если такое освобождение установлено соответствующим нормативным актом об учреждении такой государственной организации);
  • Государственные организации и предприятия, обеспечивающие хранение материальных ценностей, включённых в резервный фонд обеспечения стабильности Российской Федерации;
  • Учреждения и органы, относящиеся к уголовно-исполнительной системе, подразделениям Министерства Юстиции, а также иным органам государственной власти, обеспечивающим безопасность Российской Федерации;
  • Подразделения Министерства обороны и приравненные к ним организации, в чьи обязанности входит контроль за соблюдением законодательства и защита интересов Российской Федерации;
  • Научно-исследовательские и учебные организации, занимающиеся подготовкой научных материалов для развития экономики и промышленности России, а также подготовкой кадрового резерва для улучшения состояния научного аппарата различных исследовательских центров.

Кто платит земельный налог?

Определение плательщиков земельного налога очень простое. Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица, у которых есть земля, признаваемая объектом налогообложения, и одно из следующих прав на эту землю:

  • собственности, в том числе совместной или долевой;
  • пользования без срока;
  • пожизненного владения на условиях наследства.

Лица, имеющие право безвозмездного пользования, а также использующие землю по договору аренды, не обязаны уплачивать земельный налог (п. 2 ст. 388 НК РФ).

При наличии совместной или долевой собственности на земельный участок каждый из собственников платит налог соответственно своей доле (п. 2 ст. 391 и ст. 392 НК РФ):

  • при совместной собственности эти доли равны;
  • при долевой — пропорциональны доле собственности на землю.

Определение объектов налогообложения приведено в ст. 389 НК РФ. Это вся земля, имеющаяся на территории регионов, принявших закон о земельном налоге, за исключением:

  • земли, изъятой из оборота или ограниченной в обороте;
  • лесных участков, предназначенных для лесозаготовок;
  • земли культурного наследия;
  • земельные участки водного фонда, находящиеся в государственной собственности;
  • земли под многоквартирными домами.

Если участок попадает на территорию нескольких регионов, то плательщики земельного налогауплачивают его в каждом из этих регионов в соответствии с местными законами. При этом налоговая база по каждому региону определяется в пропорции к доле площади земельного участка, расположенной в этом регионе (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Льготы по земельному налогу

Некоторые плательщики могут воспользоваться льготами федерального и местного уровня. Если налоговый орган располагает информацией о праве плательщика на льготу, она будет учтена при расчете налога. Но если налогоплательщик заметил при получении уведомления, что льгота не учтена, ему нужно подать в ИФНС заявление по форме из приказа от 14.11.2017 № ММВ-7-21/[email protected] Заявление предоставляется только один раз — далее льгота действует автоматически.

Федеральные льготы

Не платят налог на землю коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также их общины — в отношении участков, которые используются для сохранения традиционного образа жизни.

При исчислении налога для отдельных категорий плательщиков база уменьшается на стоимость 6 соток площади земельного участка. Льгота действует для инвалидов 1 и 2 группы, Героев СССР и РФ, ветеранов ВОВ, пенсионеров, многодетных родителей, «чернобыльцев». Полный список льготных категорий — в п. 5 ст. 391 НК РФ.

Если участков несколько, льгота по освобождению от налогообложения 6 соток действует только по одному из них. Выбрать, по какому именно, может сам плательщик. Для этого ему нужно подать в любую ИФНС уведомление о выборными земельном участке по форме, утвержденной приказом ФНС от 26.03.2021 N ММВ-7-21/[email protected]

Местные льготы

Представительные органы муниципальных образований могут своими актами вводить дополнительные льготы для некоторых категорий граждан. Они позволяют не только уменьшить величину необходимого к уплате земельного налога, но и не платить его вовсе.

Объект налогообложения

Петров И.А. владеет земельным участком в Московской области.

Кадастровая стоимость участка составляет 2 400 385 рублей

.

Расчет налога

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог в этом случае будет равен: 7 201 руб.

(2 400 385 руб. x 0,3 / 100).

Льготы для пенсионеров по земельному налогу

В 2021 году Президентом РФ был подписан федеральный закон № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с этим законом вводится налоговый вычет, уменьшающий земельный налог на величину кадастровой стоимости 600 кв.м площади земельного участка. Фактически речь идет о так называемых 6 сотках. Под данную льготу попадают все пенсионеры

, а так же следующие категории граждан: Герои Советского Союза, Российской Федерации, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий и т.д Налог за 2021 год, оплатить который будет необходимо в 2021 году, будет рассчитан исходя из этой льготы. Налоговый вычет предоставляется только на величину кадастровой стоимости 6 соток. Если площадь земельного участка больше, то налог будет рассчитан за оставшуюся площадь. К примеру, если площадь земельного участка принадлежащего пенсионеру 20 соток, то налог будет начислен только за 14 соток. Еще одна особенность данного закона – вычет применятся только
по одному земельному участку
по выбору «льготника» независимо от категории земель, вида разрешенного использования и местоположения земельного участка. Для того, чтобы самостоятельно выбрать земельный участок, к которому будет применена льгота, необходимо обратиться в любую ИФНС с Уведомлением о выбранном участке. Если уведомление не поступит от налогоплательщика, то вычет будет автоматически применен в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

Кто и за что обязан платить земельный налог

Режим налогообложения земельным налогом устанавливается Налоговым Кодексом Российской Федерации. В соответствии с его положениями налогом на землю облагаются все существующие на данный момент земельные участки, которые функционируют на праве собственности, постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Налоговое бремя за такие земельные участки рассчитывается, исходя из их кадастровой стоимости, определённой по результатам проведённой кадастровой оценки конкретной категории земель.

Платить налог за земельный участок должны все те лица, в чьём пользовании на основании перечисленных прав находятся земельные участки.

сдача налоговой декларации в электронном виде
К налогоплательщикам земельного налога в результате будут относиться как физические, так и юридические лица, если они не вынесены за список владельцев земельных участков, обязанных вносить ежегодные налоговые платежи.

Размер земельного налога, который должен быть уплачен ежегодно с момента получения участка в пользование на перечисленных правах владения, устанавливается государством и не зависит от уровня дохода налогоплательщика.

Как правило, он складывается из нескольких показателей, обязательно учтённых при проведении кадастровой оценки земель, принадлежащих к какой-либо категории и расположенных в одном конкретном регионе.

К таким показателям будут относиться:

  • Территориальное расположение и площадь облагаемого участка;
  • Плодородность земель в конкретном районе;
  • Существующие права владения участком (собственность, пожизненное наследуемого владение, постоянное бессрочное пользование).

Порядок расчета налога для организаций и физических лиц

Владельцы земли: организации и граждане – это налогоплательщики земельного налога. Налогоплательщики обязаны оплатить налог. Налоговый период

– год.

Однако расчет налога и сроки уплаты у юридических и физических лиц отличаются.

  • Организации
  • Физические лица и ИП

Организации исчисляют земельный налог самостоятельно. Кроме этого компания должна уплачивать авансовые платежи и сдавать в налоговый орган декларацию.

Особенности исчисления земельного налога

Налогоплательщики организации и индивидуальные предприниматели исчисляют сумму земельного налога самостоятельно, и представляют налоговую декларацию в налоговые органы по месту нахождения земельных участков.

Налогоплательщики физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого им налоговым органом.

Расчет налога на землю

Годовая сумма налога

рассчитывается по формуле:

Сумма земельного налога за год

=

Кадастровая стоимость земельного участка

X

Ставка налога

Если в течение года менялось право собственности на земельный участок: возникло или прекратилось, то сумма налога корректируется на специальный коэффициент.

Сумма земельного налога за неполный год

=

Сумма земельного налога за год

Х

Количество полных месяцев владения участком в году

12

Для определения полных месяцев используется правило «15-го числа»: месяц считается полным, если изменение по земельному участку зарегистрировано после 15-го числа.

Расчет и оплата земельного налога

Организация должна уплачивать авансовые платежи

по итогам 1, 2 и 3 кварталов, если в местном нормативном акте:

  • установлены отчетные периоды
    ,
  • не предусмотрено освобождение от уплаты авансовых платежей.

Сумма авансового платежа за 1, 2 и 3 кварталы рассчитывается как ¼ от суммы земельного налога.

Авансовый платеж по земельному налогу

=

Кадастровая стоимость земельного участка

Х

Ставка налога

4

По итогам года нужно перечислить налог за минусом авансовых платежей. В случае, когда компания не должна платить авансовые платежи, оплачивается вся годовая сумма налога.

Сумма земельного налога к уплате за год

=

Сумма земельного налога за год

Сумма авансовых платежей

Срок уплаты авансовых платежей и налога за год устанавливает местными органами власти.

Срок уплаты налога за год – не ранее 1 февраля следующего года

Налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения

Главная — Статьи

Налоговой базой является кадастровая стоимость налогооблагаемых земельных участков (п. 1 ст. 390 НК РФ). Кадастровая стоимость земельного участка рассчитывается в соответствии с земельным законодательством РФ (п. 2 ст. 390 НК РФ). Налоговой базой является кадастровая стоимость каждого земельного участка, определяемая по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).

По результатам проведения кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года доводится до сведения налогоплательщиков и налоговых органов в порядке, предусмотренном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года (п. 14 ст. 396 НК РФ).

Таким образом, налогооблагаемая база за 2009 г. должна быть исчислена исходя из кадастровой стоимости, утвержденной до 1 марта 2009 г.

Согласно п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли. Это же подтверждает п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54.

Нормативная цена земли — показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости (ст. 25 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю»). Порядок установления нормативной цены земли утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 N 319.

В соответствии с данным Постановлением нормативная цена земли ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта РФ и о нормативной цене земли по названным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

Кроме того, по мнению Минфина, учреждение обязано представить в налоговые органы «нулевую» налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам), в случае если кадастровая стоимость земельного участка не доведена до сведения налогоплательщика в установленном порядке. После получения официальных сведений о кадастровой стоимости земельного участка организация в соответствии со ст. 81 НК РФ обязана представить уточненную налоговую декларацию (налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу) (Письма от 12.10.2006 N 03-06-02-04/143, от 06.06.2006 N 03-06-02-02/75).

Также следует учитывать, что согласно разъяснениям Минфина (Письмо от 05.09.2006 N 03-06-02-02/120) кадастровая стоимость для целей налогообложения не может изменяться в течение налогового периода, если не изменились результаты государственной кадастровой оценки земли (например, вследствие исправления технических ошибок, судебного решения), внесенные обратным числом на указанную дату. В связи с этим изменения, влияющие на кадастровую стоимость земельного участка (к ним относятся, например, перевод земель из одной категории в другую, изменение вида разрешенного использования земельного участка) и произошедшие в течение налогового периода, учитываются при определении налоговой базы, налога в следующем налоговом периоде. Аналогичное мнение высказано и в Постановлении ФАС ЗСО от 31.10.2007 N Ф04-7599/2007(39739-А46-26).

Земельный налог

Пересчет налогов, уплачиваемых физическими лицами

Уплата земельного налога в 2015 году

Сроки начисления и уплаты налогов в 2015 году

Авансы по налогу на имущество транспортному и земельному налогам

Расчет земельного налога для физических лиц

Как узнать кадастровую стоимость земельного участка?

Узнать кадастровую стоимость земельного участка можно воспользовавшись онлайн сервисом Росреестра под названием «Публичная кадастровая карта». На этом сайте находится интерактивная карта всех субъектов РФ. После выбора интересующего вас участка земли будет показана подробная информация по нему: тип, кадастровый номер, статус, адрес, категория земель, форма собственности, кадастровая стоимость, площадь и т.п. Поиск участка возможен по GPS координатам, однако не всегда этот функционал работает корректно.

Декларация по земельному налогу

Начиная с налогового периода 2021 г. организации больше не сдают

в налоговый орган
декларацию
.

В последний раз декларация должна быть представлена за 2021 год. Срок подачи декларации – не позднее 1 февраля

года, следующего за отчетным. Например, декларацию за 2021 год необходимо сдать до 1 февраля 2021 года.

При предоставлении первичных или уточненных деклараций до 2021 года включительно действует прежний порядок – заполняется тот бланк, который действовал в сдаваемом периоде.

Земельный налог

Земельный налог относится к местным налогам.

Он устанавливается НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Аналогичный порядок установления и введения налога действует и в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.

Налогоплательщики

– организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объект налогообложения:

земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог.

Не признаются объектом налогообложения

земельные участки:

  1. изъятые из оборота;
  2. ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  3. ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд и др.

Налоговая база

определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Организации и индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налоговая база для каждого физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

Налоговым периодом

признается календарный год. Отчетными периодами для организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки

устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

  1. 0,3% в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства; предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства;
  2. 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Налоговые льготы.

От налогообложения освобождаются: организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста РФ – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций; организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования; организации – в отношении земельных участков, непосредственно занятых объектами мобилизационного назначения и (или) мобилизационными мощностями, законсервированными и (или) не используемыми в производстве, и др.

Налоговые вычеты.

Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:

  1. Героев Советского Союза и РФ, полных кавалеров ордена Славы;
  2. инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
  3. инвалидов с детства;
  4. ветеранов и инвалидов ВОВ и др.

Порядок исчисления налога и авансовых платежей.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Организации исчисляют сумму налога и авансовых платежей самостоятельно. Индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога и авансовых платежей самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности. Сумма налога и авансовых платежей по налогу, уплачиваемая физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Земельный налог и авансовые платежи подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и в сроки, которые установлены правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами Москвы и Санкт-Петербурга).

Условия уменьшения налоговой базы для физлиц

Некоторые категории физлиц — налогоплательщиков земельного налога имеют право еще на одну льготу. Она представляет собой непосредственное уменьшение налоговой базы на сумму, которая не облагается налогом. При этом налог (если сумма уменьшения равна ему или превышает его) может уменьшиться до нуля (п. 7 ст. 391 НК РФ). По НК РФ сумма уменьшения составляет 10 тыс. руб. (п. 5 ст. 391 НК РФ). Однако регионы могут изменять как величину этой суммы, так и перечень налогоплательщиков, имеющих право на такую льготу (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Согласно п. 5 ст. 391 НК РФ указанная льгота применима, если плательщик земельного налога, является:

  • Героем СССР, РФ или полным кавалером ордена Славы;
  • инвалидом 1-й или 2-й группы, инвалидом с детства;
  • ветераном или инвалидом ВОВ или боевых действий;
  • лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие аварий на гражданских и военных объектах РФ или при проведении ядерных испытаний.

Право на такую льготу должно быть подтверждено документально. Порядок и сроки предоставления документов устанавливаются законами регионов. При этом срок подтверждения не может быть позднее 1 февраля года, следующего за расчетным (п. 6 ст. 391 НК РФ).

Способы уменьшения налоговой базы

Многие задаются вопросом, как уменьшить налоговую базу на земельный участок? Для этого прежде всего нужно проверить, не являетесь ли Вы как налогоплательщик льготником, который полностью может освободить себя от бремени уплаты данного налога.

Освобождаются от уплаты налога следующие категории юридических лиц:

  • организации уголовно-исполнительной системы;
  • организации, чьи земли заняты государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • земли религиозного и благотворительного назначения;
  • общественные организации, чьи земли используются в целях защиты инвалидов;
  • организации народных промыслов;
  • резиденты особых экономических зон;
  • управляющие компании, чьи земли входят в состав «Сколково»;
  • судостроительные компании.

Среди граждан от уплаты земельного налога освобождаются полностью коренные малочисленные народы Севера, Сибири, Дальнего Востока и их общины.

Все остальные категории граждан могут рассчитывать только на применение налогового вычета в размере 10 тысяч рублей. Таким правом обладают только некоторые муниципальные образования (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

На уменьшение налоговой базы вправе рассчитывать:

  • Герои СССР, кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды детства, 1 или 2 групп;
  • ветераны и инвалиды боевых действий;
  • лица, подвергшиеся воздействию радиации;
  • лица, принимавшие участие в испытаниях ядерного оружия;
  • лица, перенёсшие лучевую болезнь.

Чтобы получить подобный налоговый вычет гражданин обязан представить в налоговую службу подтверждающие его льготный статус документы. Причём представить эти документы нужно в налоговые органы по месту нахождения земельного участка в срок до 1 октября года, являющегося налоговым периодом.

Если возникновение или утрата права на уменьшение налоговой базы происходит до окончания налогового периода, документы, подтверждающие возникновение или утрату этого права, предоставляется гражданином в течение 10 дней со дня возникновения или утраты.

Льготы предоставляются в отношении одного земельного участка по каждому виду разрешённого использования.

Сроки уплаты налога

В соответствии с п. 1 ст. 397 НК РФ сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей по нему определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Срок уплаты земельного налога для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного в п. 3 ст. 398 НК РФ для представления налогоплательщиками налоговых деклараций по земельному налогу, т. е. ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если предусмотрена уплата авансовых платежей, налогоплательщики-организации должны их уплачивать, руководствуясь п. 2 ст. 397 НК РФ. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в установленном п. 5 ст. 396 НК РФ порядке, т. е. сумму налога, подлежащую уплате в бюджет по итогам налогового периода.

Сумма налога и авансовых платежей по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (п. 3 ст. 397 НК РФ). По этому же месту по истечении налогового периода налогоплательщики-организации обязаны представлять налоговую декларацию не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.п. 1, 3 ст. 98 НК РФ).

Форма налоговой декларации по земельному налогу утверждена приказом ФНС России от 28.10.11 г. № ММВ-7-11/[email protected] «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения».

Обратите внимание! Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в названном качестве (п. 4 ст. 398 НК РФ).

Критерии отнесения организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях, утверждены приказом ФНС России от 16.05.07 г. № ММ-3-06/[email protected] «О внесении изменений в Приказ МНС России от 16 апреля 2004 года № САЭ-3-30/[email protected]». Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков утверждены приказом Минфина России от 11.07.05 г. № 85н.

Проблема определения налоговой базы по земельному налогу (новые правила)

Доброе утро, коллеги.

Сегодня хотел бы обратится к вам с вопросом, который, насколько я понимаю, на текущий момент не имеет однозначного ответа.

В соответствии со ст. 391 НК РФ, в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ (вступила в силу: 01.01.2019 г.)»налоговая база [по земельному налогу] определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.»

В редакции, действующей по 31.12.2018 г., данная статья звучала следующим образом:»налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.»

Аналогичные изменения для налога на имущество внесены в ч. 2 ст. 375 НК РФ.

Приказом Комитета от 25.04.2017 № 35-п «О проведении государственной кадастровой оценки» принято решение в 2021 году провести государственную кадастровую оценку всех видов объектов недвижимости, в том числе земельных участков (категория земель земли населенных пунктов), расположенных на территории Санкт-Петербурга. Предварительные результаты оценки были сформированы в июле 2021 года.

Итоги проведенной государственной кадастровой стоимости объектов недвижимости утверждены приказом КИО от 28.11.2018 № 130-п. Приказ вступил в силу 01.01.2019 года.

В соответствии с ЕГРН:

Таким образом, в связи с новогодними праздниками росреестр фактически отразил изменения кадастровой стоимости позднее вступления акта, их утверждающего в силу (по разным объектам с 09.01.2019 и позднее). Другими словами, на 01.01.2019 г. в росреестре была старая кадастровая стоимость.

Хочется обратить внимание на следующее: в соответствии со ст. 5 НК РФ приказ об утверждении кадастровой стоимости не мог вступить в силу ранее 01.01.2019 г. Вся процедура утверждения кадастровой стоимости явно проводилась с расчетом на увеличение налоговой базы в 2021 году (например, на сайте комитета имущества Санкт-Петербурга указанно дословно следующее: «Налог, исходя из новой кадастровой стоимости, будет подлежать уплате с 2021 года (налог за 2019 год).»

С одной стороны, буквальное толкование налогового кодекса говорит о том, что в 2021 году для целей определения земельного налога должна применяться старая кадастровая стоимость. С другой стороны, на лицо явная ошибка росреестра (который не смог подстроиться под новые правила и организовать работу в праздники или, хотя бы указать датой внесения кадастровой стоимости — 01.01.2019 г.), и возможное многомиллиардное недополучение налогов государством в случае применения буквального толкования.

Как по вашему должен рассчитываться налог в данной ситуации? Как он будет рассчитан? Знакомы ли вам какие-либо разъяснения либо практика по аналогичной проблеме?

Буду рад любой аргументации, «за» и «против».

Как узнать задолженность по налогам

Узнать о наличии задолженности по имеющимся у вас налогам вы можете несколькими способами:

  1. Лично обратившись в территориальный налоговый орган ФНС по месту жительства.
  2. Через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС.
  3. При помощи специального сервиса на Едином портале государственных услуг.
  4. Через банк данных на официальном сайте судебных приставов (только для должников, дела которых находятся в исполнительном производстве).

Когда возникают льготы по уплате налога

К льготной категории относятся пенсионеры, ветераны боевых действий, многодетные семьи. Послабления предусмотрены и для военных пенсионеров, если льготная программа действует в этом конкретном регионе. Федеральные льготы по налогообложению могут сократить его базу на 10 000 рублей.

Этой программой могут воспользоваться следующие граждане:

  • инвалиды 1-2-3 группы;
  • герои СССР и Российской Федерации;
  • лица, пострадавшие из-за чернобыльской катастрофы;
  • люди, пострадавшие в испытаниях термоядерного и ядерного оружия.

Чтобы воспользоваться льготой, необходимо подать заявление в налоговую инспекцию. К нему приложить все необходимые документы. Льготы, которые предусматривают возможность частичной оплаты налогов, могут быть установлены муниципальным органом, так и по всей стране. Уточнить информацию можно в местном отделении налоговой службы. Также найти обновлённые сведения можно на официальном сайте ФНС и госуслуг.

Документы для получения льготы

Автоматически льготы не могут применяться к гражданину, который может ими воспользоваться. Поэтому предварительно нужно будет обратиться в местное отделение налоговой службы с заявлением. После его рассмотрения, орган примет то или иное решение. Если будет отказ, он поступит с разъяснением. При нарушении прав человека, лицо может обратиться в суд с исковым заявлением.

Какие понадобятся документы:

  • инвалидность подтвердить медицинской справкой установленного образца;
  • пенсионерам предъявить соответствующее удостоверение;
  • многодетные семьи — справку из соцзащиты, заверенную местной администрацией.

Возможно, регистрирующий орган затребует представление дополнительной документации. Поэтому предварительно необходимо узнать, что именно понадобится для оформления льготы, и когда она начнёт действовать.

Итоги

Плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, пользующиеся земельными участками на основании права собственности, права бессрочного пользования или по праву наследования земель. Налоговым законодательством установлен ряд лиц, имеющих льготные условия при исчислении налога. При этом законами субъектов перечень льготников может быть расширен.

Источники

  • https://nalog-nalog.ru/zemelnyj_nalog/uplata_zemelnogo_naloga/kto_yavlyaetsya_platelwikami_zemelnogo_naloga/
  • https://cbu23.ru/stati/zemelnyy-nalog/
  • https://www.audit-it.ru/articles/account/tax/a41/991805.html
  • https://okbuh.ru/zemelnyj-nalog/kto-priznaetsya-platelshhikom-zemelnogo-naloga
  • https://www.malyi-biznes.ru/fns/zemlya/
  • https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/nalogi/kto-takoj-nalogoplatelshhik.html
  • https://www.audit-it.ru/terms/taxation/zemelnyy_nalog.html
  • https://nalogi.online/land-tax
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/458546/

Какие организации платят земельный налог

Плательщиками налогов являются организации, земля которым принадлежит на правах собственности, бессрочном пользовании, пожизненного владения. Если земля относится к имуществу, относящийся к паевому инвестиционному фонду, плательщиком налогов является инвестиционный фонд.

Объектом налогообложения признаются земли, изъятые из оборота, ограниченные в обороте. А также наделы, которые входят в состав общего пользования многоквартирного дома. Налоги должны оплачивать и физические лица.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: