Создаем резерв на ремонт основных средств и оптимизируем сроки уплаты налога на прибыль


Цель и особенности создания резерва на ремонт ОС

Создание резерва, согласно письму Минфина РФ от 19.07.2006 №03-03-04/1/588, это право организации, а не её обязанность. Согласно информации, содержащейся в пункте 2 статьи 324 Налогового кодекса РФ, существует два возможных варианта расчета данного резерва:

  • «Стандартный» – резерв для обычного ремонта;
  • «Дорогостоящий» – резерв для комплексных и дорогих ремонтов.

Важный момент: для того, чтобы характеризовать ремонт в качестве дорогостоящего, необходимо в учётной политике организации уточнить норму (предел) «стандартного» ремонта; превышение данного предела будет квалифицировать ремонт как «дорогой».

Руководство компании, основываясь на информации из технической документации по использованию ОС, должно в самом начале налогового периода решить, как производить ремонт рассматриваемого ОС – в форме капитального или текущего ремонта; также руководители вправе решить использовать ОС без ремонта, до полного износа.

Самым первым этапом в организации корректного формирования резерва должно быть получение организацией исчерпывающей и достоверной информации относительно следующих моментов:

  • стоимости (первоначальной) имущества, в отношении которого будут проводиться ремонтные работы, на начало года;
  • стоимости ремонтных работ за 3 года, предшествующих расчётному периоду;
  • плановой (сметной) стоимости ремонта на планируемый год;
  • стоимости дорогостоящего ремонта ОС;
  • плана проведения ремонтных работ по каждому ОС.

Как сформировать резерв на капитальный ремонт

Расчет отчислений в резерв

Отметим, что формирование резерва осуществляется исходя из совокупной стоимости всех основных средств предприятия (п. 2 ст. 324 НК РФ). Так как на балансе предприятий могут учитываться одновременно основные средства, требующие проведения различных видов ремонта, данное правило фактически делает невозможным формирование резерва только для отдельных категорий основных средств (например, только для основных средств, требующих обычного капитального ремонта). Такой вывод, в частности, подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 5 апреля 2005 г. № 14184/04 и совпадает с позицией Минфина России, изложенной в письме от 3 марта 2005 г. № 03-03-01-04/1/85.

Таким образом, налогоплательщик должен осуществлять общий (совокупный) расчет отчислений в резерв на ремонт основных средств, включая основные средства, требующие текущего ремонта, капитального ремонта и сложных и дорогостоящих видов капитального ремонта.

Порядок расчета

Расчет суммы отчислений в резерв осуществляется следующим образом:

  • анализируется периодичность осуществления ремонта каждого объекта основных средств, частоты замены элементов основных средств (в частности, узлов, деталей, конструкций), сметная стоимость указанного ремонта. На основании данного анализа определяется сумма, которую предприятие может использовать на ремонт всех основных средств в течение налогового периода (года). Если предприятие планирует осуществлять особо сложные и дорогостоящие виды ремонтов, то планируемые затраты на такие виды ремонтов в сумму отчислений в резерв на данном этапе не включаются;
  • собирается общая сумма фактических расходов на ремонт основных средств за 3 года, предшествующих налоговому периоду, и определяется средняя сумма расходов в год. В данную сумму также не включаются осуществленные расходы на сложные и дорогостоящие виды ремонта;
  • сумма, определенная в пункте 1, сравнивается с суммой, определенной в пункте 2. Если первая сумма больше, чем вторая, то отчисления в резерв производятся исходя из второй суммы, если меньше, то исходя из первой;
  • если организация планирует осуществлять особо сложные и дорогостоящие виды ремонтов, то сумма отчислений, определенная в пункте 3, увеличивается на запланированную сумму таких ремонтов. Причем резерв увеличивается на всю стоимость запланированных ремонтов, то есть указанная сумма не ограничивается;
  • далее общая сумма отчислений в резерв (включая часть, сформированную в пункте 4) ежемесячно включается в расходы по 1/12 от общей суммы;
  • фактические затраты на ремонт основных средств в течение года на расходы не относятся, а списываются за счет средств резерва;
  • в конце года производится сравнение сумм начисленного резерва и суммы расходов, списанных за счет такого резерва. Если предприятие не осуществляло накопление средств на проведение особо сложных и дорогостоящих видов ремонта, то остаток резерва восстанавливается (увеличивает налогооблагаемую прибыль), а перерасход средств резерва включается в расходы (уменьшает налогооблагаемую прибыль). Если предприятие накапливало средства на особо сложные и дорогостоящие виды ремонтов, то необходимо отдельно сравнивать сумму накоплений и использования части резерва на проведение текущего и капитального ремонта (определенную в п. 3) и части резерва, относящейся к сложным и дорогостоящим ремонтам. При этом остаток резерва в части таких видов ремонта не восстанавливается, а переходит на следующий год (увеличивает сумму резерва, формируемую в следующем налоговом периоде).

Аналогичный порядок формирования резерва рекомендован Минфином России в письме от 13 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/753.

Запрет на отчисления

Основной проблемой при определении суммы отчислений в резерв на ремонт основных средств в части особо сложных и дорогих видов ремонта, по нашему мнению, является ограничение, отраженное в абзаце 3 пункта 2 статьи 324 Налогового кодекса. Данное ограничение заключается в том, что резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование особо сложного ремонта, только при условии, что в предыдущих налоговых периодах указанные либо аналогичные ремонты не осуществлялись.

Наиболее логичной и приемлемой для налогоплательщика трактовкой данного положения, на наш взгляд, является запрет законодателя на формирование отчислений в резерв за определенный налоговый период под конкретный вид особо сложного ремонта, в случае, если ремонт, под который формируется резерв, либо аналогичный ремонт, уже выполнен. Например, если особо сложный ремонт был запланирован через три года, но фактически выполнен через 2 года, то в налоговом периоде, соответствующем третьему календарному году, налогоплательщик не в праве производить отчисления в резерв, так как ремонт уже проведен.

Однако на практике возможны иные подходы к решению проблемы, например, в письме от 15 марта 2006 г. № 03-03-04/1/236 Минфин России указал, что если с 1 января 2003 года налогоплательщик осуществляет накопление в течение более одного налогового периода, средств для финансирования капитального ремонта объекта основных средств, которое, согласно технической документации на этот объект, подлежит ремонту каждые 26 месяцев (2 года и 2 месяца), то накопление средств в установленном порядке осуществляется в 2003 и 2004 году. В налоговом периоде, в котором осуществляется указанный ремонт (2005 год), отчисления в резерв на его финансирование не производятся.

В письме от 29 ноября 2005 г. № 03-03-04/1/386 Минфин России разъяснил, что применяя данную норму кодекса, налогоплательщик вправе производить отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в том случае, если он осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более чем одного налогового периода, и при этом он не производил ремонт основных средств в течение предыдущих трех налоговых периодов, т. е. трех лет, непосредственно предшествующих текущему налоговому периоду.

Предприятие может выбрать и закрепить в учетной политике наиболее выгодный ему вариант из перечисленных, либо иных экономически обоснованных способов применения рассматриваемого ограничения.

Как видно из приведенных примеров, и в первом, и во втором случаях сумма расходов, уменьшающая налоговую прибыль по налоговым периодам, во все года будет одинакова.

Резерв на ремонт в новой организации

Другой проблемой, с которой может столкнуться бухгалтер при формировании резерва на ремонт основных средств, является мнение Минфина России о невозможности формирования резерва для вновь создаваемых организаций. По мнению Минфина России, изложенному, в частности, в письме от 17 января 2007 г. № 03-03-06/1/9, если организация ведет свою деятельность менее трех лет, то она не располагает необходимой информацией для определения норматива отчислений в резерв предстоящих расходов. Следовательно, резерв создать нельзя.

Тем не менее, в такой ситуации сохраняется возможность создания резерва в части средств, направляемых на финансирование особо сложных и дорогостоящих видов ремонта. Ведь для такого ремонта норматив отчислений (средняя сумма расходов за 3 предыдущих года) определять нет необходимости. Данное мнение подтверждено имеющейся арбитражной практикой (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23 октября 2006 г. № Ф04-7102/2006(27676-А67-40) по делу № А67-4841/05, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14 декабря 2005 г. по делу № Ф04-8923/2005(17776-А67-35)).

Аналогичный подход также действует в отношении организаций, не проводивших ремонты основных средств в течение трех лет по любым другим причинам (см. письмо Минфина России от 8 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/180). При этом предельный размер отчислений в резерв на особо сложные и дорогостоящие виды ремонтов составит сумму отчислений на финансирование такого ремонта, приходящуюся на текущий год.

В. Лобанов, аудитор

На примере:

Для облегчения примера, предположим, что на балансе предприятия числится только одно основное средство и, помимо особо сложного и дорогого ремонта, других видов ремонта ему не требуется.

Накопление средств на ремонт началось в июне 2004 года и закончилось в ноябре 2006 года (30 месяцев). Сметная стоимость ремонта составляет 30 тыс. руб. Фактическая стоимость ремонта составила 25 тыс. руб. Ремонт фактически выполнен (принят по акту) в декабре 2006 года.

Способ 1

Сумма отчислений в резерв составит: За 2004 год – 7 тыс. руб. (30 тыс. руб. / 30 мес. x 7 мес.) За 2005 год – 12 тыс. руб. (30 тыс. руб. / 30 мес. x 12 мес.) За 2006 год – 11 тыс. руб. (30 тыс. руб. / 30 мес. x 11 мес.)

На конец 2004 и 2005 годов сумма отчислений в резерв в соответствии с последним абзацем пункта 2 статьи 324 Налогового кодекса не подлежит включению в состав доходов для целей налогообложения.

В декабре 2006 года, месяце принятия ремонтных работ, их фактическая стоимость будет покрыта накопленным резервом. На конец 2006 года сумма излишне начисленного резерва в размере 5 тыс. руб. (30 тыс. руб. – 25 тыс. руб.) подлежит включению во внереализационный доход.

Способ 2

Теперь разберем пример начисления резерва в соответствии со способом, указанным в письме Минфина России от 15 марта 2006 г. № 03-03-04/1/236.

Сумма отчислений в резерв составит: За 2004 год – 7 тыс. руб. (30 тыс. руб. / 30 мес. x 7 мес.) За 2005 год – 12 тыс. руб. (30 тыс. руб. / 30 мес. x 12 мес.) За 2006 год – 0 руб., так как именно в этом налоговом периоде фактически осуществлялся ремонт.

В декабре 2006 года, месяце принятия ремонтных работ, часть их фактической стоимости в размере 19 тыс. руб. будет покрыта накопленным резервом. На конец 2006 года сумма превышения фактической стоимости ремонтных работ над начисленной суммой резерва в размере 6 тыс. руб. (25 тыс. руб. – 19 тыс. руб.) подлежит включению во внереализационные расходы.

Бератор нового поколения ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Подключить бератор

Этапы формирования резерва на ремонт ОС

Согласно вышеупомянутому пункту 2 статьи 234 НК РФ, существуют два показателя, которые способствуют созданию резерва на ремонт ОС – норматив отчислений (Nотчислений) и совокупная стоимость ОС (∑SОС). Итак, совокупная стоимость ОС – это суммарная стоимость всех ОС, используемых в производстве (на начало года), используемых в период создания резерва.

Важный момент: из расчёта совокупной стоимости необходимо исключить сумму ОС, используемых на основании договора аренды или на безвозмездной основе. Также важно помнить, что совокупная стоимость складывается только и первоначальных стоимостей ОС (не остаточных).

Последовательность этапов, позволяющих сформировать резерв на ремонт ОС представлена ниже:

  1. Определение нормы стоимости «стандартного» ремонта в учётной политике;
  2. Определение средней стоимости ремонта ОС за предыдущие 3 года;
  3. Определение предельной суммы резерва;
  4. Определение совокупной стоимости ОС;
  5. Определение норматива отчислений;
  6. Определение ежемесячной или ежеквартальной суммы отчислений в резерв.

В следующем пункте будут рассмотрены формулы расчёта показателей, необходимых для расчёта резерва с соответствующим примером.

Порядок формирования резерва

Организации, принявшие решение о создании резерва на ремонт основных средств на начало года, формируют смету на их ремонт. Она составляется исходя из периодичности ремонта, приходящегося на текущий налоговый период. В данную смету не включаются основные средства, по которым будет проведен особо сложный и дорогой капитальный ремонт. Расходы из сметы сравнивают с суммой фактических расходов на ремонт за предыдущие три года, деленной на три. Меньшая из сумм будет являться основной для определения отчислений в указанный резерв. Если у организации есть основные средства, по которым будут осуществляться особо сложные и дорогие виды капитального ремонта, разрешается учесть сумму дополнительных отчислений в резерв. Она равна общей стоимости капремонта, деленной на количество лет, между которыми планируется провести ремонт.

Внимание! Если фактические траты на ремонт имущества превышают сумму созданного резерва, остаток затрат включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода (на 31 декабря) (п. 2 ст. 324 НК РФ).

«Стандартный» вариант расчёта величины резерва

Расчёт средней стоимости ремонта ОС и определение предельной стоимости ремонта

В данном пункте рассмотрим формулы расчёта показателей, которые соответствуют этапам формирования резерва на ремонт ОС. Ежемесячные (или ежеквартальные) отчисления, накапливаемые в течение года, формируют резерв и в последний день отчётного года признаются в качестве расходов. Для расчёта резерва на ремонт определим, прежде всего, среднюю стоимость ремонта за предыдущие 3 года.

Формула имеет вид:

S сред = S 3 года / 3,

где: S сред – средняя стоимость ремонта ОС, S 3 года – стоимость ремонта ОС за предыдущие 3 года.

Для понимания того, что имеется ввиду, когда говорят о стоимости ремонта, важно уточнить, что к нему относится:

  • затраты на покупку расходных материалов и запасных частей, необходимых при проведении ремонта,
  • стоимость труда ремонтного персонала (своего или сторонних организаций),
  • другие затраты на ремонт.

Зная среднюю стоимость ремонта, переходим к определению предельной стоимости ремонта:

То есть предельной величиной стоимости ремонта является та величина, которая меньше.

Расчёт норматива отчислений в резерв и расчёт величины резерва

Далее определим норматив отчислений в резерв:

SОС – рассчитывается как сумма стоимостей ОС – восстановительной (для ОС введённых в использование до 01.01.2002) и первоначальной (для ОС, используемых после 31.12.2001).

Важный момент: рассчитанный норматив отчислений должен быть зафиксирован в учётной политике организации (для налогообложения).

Далее рассчитываем ежемесячный – Rмес. (ежеквартальный Rкв.) размер отчислений в резерв:

Важный момент: каждая организация, делающая отчисления в резерв, каждый квартал может уменьшать налогооблагаемую базу на сумму таких отчислений. Суммы отчислений признаются в качестве прочих расходов., а фактические расходы на ремонт списываются за счёт резерва.

Расходы на ремонт ОС важно подтверждать соответствующими документами, к которым относятся:

  • договор на выполнение ремонта.
  • акт сдачи-приёмки выполненных работ.

«Дорогостоящий» вариант расчёта величины резерва

Как происходит формирование резерва не ремонт

Главное отличие дорогих капитальных ремонтов от обычных в том, что организация имеет право накапливать необходимые для этого суммы более одного налогового периода. График ремонта, как и в предыдущем варианте расчёта, ориентирован на техническую документацию и знания квалифицированных специалистов-инженеров фирмы.

Так как основные средства, требующие дорогостоящего капитального ремонта, учитываются отдельно от остальных ремонтируемых ОС, то, согласно пункту 2 статьи 324 НК РФ, накопленная сумма по «дорогому» резерву увеличивает предельную сумму стоимости обычного ремонта. Как уже упоминалось выше, лимит, превышение которого приведёт к квалификации ремонта как дорогого, следует зафиксировать в учётной политике в начале налогового периода.

Расчёт суммы отчислений в резерв происходит по формуле:

Пример расчёта резерва на ремонт ОС

Пример 2. Исходные данные примера 1. Дополнительным условием будет являться факт использования основного средства, которое должно ремонтироваться каждые шесть лет, согласно технической документации. Согласно плану, общая сумма расходов на ремонт данного ОС будет равна 2,4 млн. руб. То есть, организация должна накопить данную сумму в течение шести лет, отчисляя в резерв по 400 тыс. руб. в год. (2 400 000 руб. / 6 лет).

То есть может увеличить сумму отчислений в резерв на 400 тыс. руб. Рассчитаем максимально возможный норматив отчислений, характерный для данного примера:

  • N отчисл =(666 667 руб.+400 000 руб.)/9 000 000 руб.×100% = 11,85%.

Итак, представим, что фактически понесённые расходы на «стандартный» ремонт в 2021 году составили 600 тыс. руб. При этом общая сумма отчислений в резерв с учётом дорогостоящего ремонта равна:

  • Rобщ. = =1 066 500 руб.

Сумма отчислений без учёта дорогостоящего ремонта равна (Rch):

  • Rch. = = 666 900 руб.

То есть размер неиспользованного резерва, составляющий 66 900 руб. (666 900 руб. – 600 000 руб.), будет учитываться во внереализационных доходах 31.12.2017. Что касается накопленных отчислений на «дорогой ремонт», они должны будут учитываться в составе общего резерва, накопленного за 2021 год. Важный момент: накопленный резерв на дорогой ремонт, но не использованный в текущем налоговом периоде, не должен быть включён во внереализационные доходы.

2.1. Налоговый учет резервов на ремонт основных средств

Для того чтобы создать резерв, прежде всего нужно рассчитать предельную сумму отчислений в него (это планируемая сумма расходов на ремонт основных средств).
Ее определяют исходя из периодичности ремонта, стоимости деталей, которые меняются в процессе ремонта, и его сметной стоимости. Основные средства, нуждающиеся в ремонте, а также планируемые суммы расходов указывают в смете на предстоящий ремонт.

В Гаражно-строительном кооперативе «Маяк» (далее ЗАО ГСК «Маяк») этот документ оформлялся следующим образом (см.таблицу 1):

Таблица 1

УтверждаюРуководитель ЗАО ГСК «Маяк»__________ /Н.Ю.Соколова/Смета затрат на ремонт на 2005 год.5 января 2005 года.
№ п/пНаименование основного средстваПериодичность проведения ремонта, разСтоимость ремонта, руб.Сумма расходов на ремонт, руб.
12345
1Транспортная линия в цехе:-замена подшипников320 00060 000
2Помещение склада:- ремонт стеллажей34 00012 000
3Грузовой автомобиль ГАЗ 3307:- замена фар22 0004 000
Общая сумма планируемых затрат на ремонт76 000

В бухгалтерском учете создание резерва на ремонт основных средств отражается следующей записью:

Дебет Кредит 20,23,25, 96 — сформирован резерв на ремонт основных средств 26,44….

Нужно обратить внимание на то, что основные средства, которые работали до 1 января 2002 года, учитываются по восстановительной стоимости. Ее определяют в соответствии пунктом 1 статьи 257 Налогового кодекса.

Заметим, что для целей налогообложения переоценка основных средств не должна превышать 30 процентов от восстановительной стоимости (для основных средств, числящихся на балансе фирмы на 1 января 2001 г.). Пример 1: На балансе у ЗАО ГСК «Маяк» на 1 января 2001 года числится станок стоимостью 25 000 руб.

На 1 января 2002 года фирма произвела переоценку основных средств. В результате стоимость станка выросла на 8000 руб. В бухгалтерском учете новая стоимость станка составит:

25 000 + 8 000 = 33 000 руб.

В налоговом учете она будет равна:

25 000 ? 30 % = 7 500 руб.

25 000 + 7 500 = 32 500 руб.

Годовой норматив отчислений в ЗАО ГСК «Маяк» и вообще по любому предприятию определяется так: — рассчитывается максимальная сумма резерва исходя из периодичности проведения ремонта и его сметной стоимости.

Основанием для расчета служат график проведения ремонтных работ и сведения о техническом состоянии основных средств; — максимальная сумма резерва делится на совокупную стоимость основных средств на начало года и умножается на 100 процентов. Таким образом, годовая сумма отчислений в резерв равна совокупной стоимости основных средств на норматив отчислений.

Заметим, что сумма максимальных отчислений в резерв не должна превышать средней величины фактических расходов на ремонт за три предыдущих года. Для получения квартальной величины резерва (для фирм, которые отчитываются поквартально) годовую величину разделите на четыре квартала. А для вычисления месячной суммы отчислений (для фирм, которые отчитываются ежемесячно) — на 12 месяцев.

Отчисления в резерв списываются в затраты в последний день отчетного периода (квартал или месяц). Об этом говорится в пункте 2 статьи 324 Налогового кодекса. Пример 2: Допустим, организация создает резерв на ремонт основных средств на 2004 год. Совокупная стоимость основных средств равна 2 500 000 рублей. Организация планирует создать резерв на ремонт в размере 215 000 рублей.

Налог на прибыль рассчитывается ежеквартально. За три предыдущих года предприятие потратило на ремонт: — в 2001 году — 115 000 рублей; — в 2002 году — 170 000 рублей; — в 2003 году — 210 000 рублей. Сумма резерва не должна быть больше:

(115 000 + 170 000 + 210 000) / 3 = 165 000 рублей.

Поэтому резерв создан только на сумму 165 000 рублей, а не на 215 000 рублей, как планировалось ранее. Норматив отчислений в резерв равен:

(165 000 / 2 500 000) ? 100 % = 6,6 %.

Эта величина должна быть указана в учетной политике данной организации на 2004 год. Ежеквартальная сумма отчислений в резерв на ремонт основных средств равна:

(2 500 000 ? 6,6 %) / 4 = 41 250 рублей.

Бухгалтер данной организации отразил расчет резерва в налоговом регистре так:

Регистр расчета резерва на ремонт основных средств на 2004 год.

Совокупная стоимость основных средств на 1.01.2004г.Планируемая сумма резерваСредняя величина фактических расходов на ремонт за 2001-2003 г.гНорматив отчисленийВеличина резерва на 2004г.Сумма ежеквартальных отчислений.
2 500 000 руб.215 000 руб.165 000 руб.6,6 %165 000 руб.41 250 руб.

Если затраты по итогам года превысят сумму резерва, то разница уменьшает облагаемую налогом прибыль и включается в состав прочих расходов на производство и реализацию. По итогам отчетных периодов прибыль будет уменьшаться только на сумму отчислений в резерв, даже если фактические затраты будут больше этой суммы.

В том случае если резерв не будет полностью использован за год, то остаток включается во внереализационные доходы и облагается налогом на прибыль. Об этом говорится в пункте 7 статьи 250 Налогового кодекса. Пример 3: Организация ООО «Салют» создала резерв на ремонт основных средств на 2003 год. Ремонт проводился по договору подряда.

Ежеквартально ООО «Салют» делает отчисления в резерв 41 250 руб. Фактические затраты на проведение ремонта составили:

— I квартал 2003 года — 42 000 рублей;

— II квартал 2003 года — 41 250 рублей;

— III квартал 2003 года — 40 000 рублей;

— IV квартал 2003 года — 40 000 рублей.

В I квартале затраты на ремонт превысили резерв на 750 руб. (42 000 — 41 250). Эта сумма не уменьшает прибыль в I квартале.

За первое полугодие фирма потратила на ремонт 83 250 руб. (42 000 + 41 250) при накопленном резерве 82 500 руб. (41 250 + 41 250). Фактические затраты на ремонт превысили резерв на 750 руб. (83 250 — 82 500). Эта сумма не уменьшает прибыль в первом полугодии.

За 9 месяцев фактические затраты на ремонт составили 123 250 руб. (83 250 + 40 000), накопленная сумма резерва равна 123 750 руб. (82 500 + 41 250). Фактические затраты на ремонт меньше резерва на 500 руб. (123 250 — 123 750). Но для налогообложения за 9 месяцев учитывают сумму резерва 123 750 руб.

По итогам года фирма затратила на ремонт 163 250 руб. (123 250 + 40 000), годовая сумма резерва равна 165 000 руб. (123 750 + 41 250). Фактические затраты на ремонт оказались меньше созданного резерва на 1750 руб. Эту разницу бухгалтер должен отнести на внереализационные доходы фирмы. Бухгалтер ООО «Салют» отразил это в учете следующей проводкой:

Дебет Кредит 96 91/1 — 1750 руб. — включена в состав внереализационных расходов неиспользованная часть резерва.

По окончанию года бухгалтер должен составить налоговый регистр по учету фактических затрат на ремонт, а также налоговый регистр по учету резерва расходов на ремонт основных средств. Оформить эти документы можно следующим образом:

Регистр налогового учета фактических затрат на ремонт основных средств за 2003 год.

№ п/пНаименование объекта основных средствИнвентарный номерСпособ выполнения ремонтных работСумма фактических затрат на ремонт за отчетный период
1Производственная линия цеха04459подрядный163 250 рублей
1.1В том числе по элементам затрат
Прочие затраты163 250 рублей

Бухгалтерский и налоговый учёт резерва на ремонт ОС

Прежде чем начать обсуждение бухгалтерского учёта резерва на ремонт ОС, важно уточнить, какие документы могут потребоваться для подтверждения правомерности расходов и наличия факта расходов в целом:

  • дефектные ведомости (разрабатываются организацией самостоятельно и утверждаются в учётной политике),
  • акты приёма-передачи ОС (форма ОС-1), важны для определения первоначальной стоимости ОС,
  • техническая документация, важно для формирования графика ремонтных работ,
  • план-смета на ремонт в начале отчётного периода (составляются инженерами-механиками),
  • бухгалтерская справка с расчётами ежемесячных (ежеквартальных) отчислений.

Что касается налогового учёта резерва на ремонт, следует сказать, что учёт расходов на ремонт очень сильно влияет на размер налогооблагаемой прибыли (особенно это касается организаций, имеющих большое количество ОС, которые требуют сложных и дорогостоящих ремонтов). Создание резерва, с точки зрения налогообложения, позволяет планомерно включать расходы на ремонт ОС.

Таблица «Бухгалтерский и налоговый учёт резерва на ремонт ОС»:

ПроцессСодержание операцииБухгалтерский учётНалоговый учётПример
для БУ и НУ
КорреспонденцияКомментарии
ДебетКредит
СОЗДАНИЕ РЕЗЕРВАОрганизация создаёт резерв на ремонт ОС20 (23,25,26,44…)96Порядок создания резерва оговорён в ст.324 НК РФ, ОС, работающие до 01.01.2002 учитываются по восстановительной стоимости (п. 1 ст. 257 НК РФ).
Для налогообложения переоценка ОС не должна превышать 30% от восстановительной стоимости)
Ценность станка на 01.01.2001
составляет 27 000 руб., 01.01.2002г. фирма произвела его переоценку, – стоимость выросла на 10 000 руб.

Новая стоимость станка

в БУ: 27 000 + 10 000 = 37 000,

в НУ: 27 000*0,3+27 000=35 100

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗЕРВАОрганизация списала расходы на ремонт, которые были проведены фирмой самостоятельно9610 (70, 69…)Варианты использования резерва:
1) Фактические затраты больше резерва: сумма расхождения снижает налогооблагаемую прибыль и учитывается в прочих расходах.

2) Если резерв использован не полностью: то остаток облагается налогом и учитывается во внереализационных доходах (п. 7 ст. 250НК РФ)

В конце года бухгалтер фирмы должен в обязательном порядке составить налоговые регистр по фактическим затратам на ремонт и регистр по резерву на ремонт.
В первом случае важны такие данные как:

– наименование объекта ОС,

– инвентарный номер,

– договор, на основании которого выполняется ремонт (например, договор подряда),

– сумма затрат.

Во втором случае:

– величина накопленного резерва,

– размер затрат,

– неиспользованный резерв.

Организация списала расходы на ремонт, которые были проведены на основании договора подряда9660
Отнесение неиспользованной величины резерва на внереализационные доходы9691.1

Налоговый учет расходов на ремонт

Разграничивать ремонт и реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение очень важно — от этого зависит правильность формирования налогооблагаемой базы предприятия.

Первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям (п. 2 ст. 257 НК РФ). Эти суммы не будут списываться на расходы в момент завершения ремонта, а будут переноситься на себестоимость продукции частями в течении определенного срока в составе амортизационных отчислений.

А расходы на ремонт основных средств, в том числе расходы на проведение капитального ремонта, учитываются для целей налогообложения. Согласно ст. 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Обычно задача бухгалтера — включить в себестоимость затраты единовременно в текущем периоде, естественно, в установленных законом рамках, чтобы снизить налогооблагаемую базу предприятия и, соответственно, налог на прибыль.

Однако иногда возникает и совершенно обратная необходимость, а именно показать, что у предприятия есть прибыль. Это может быть необходимо для привлечения инвесторов, продажи долей (акций) или всего бизнеса, демонстрации эффективности управления, наконец, чтобы получить налоговые льготы. И в этом случае крупные расходы на ремонт основных средств стараются отразить в составе капитализируемых сумм.

Как видим, от правильности разграничения расходов на ремонт, модернизацию, реконструкцию и техническое перевооружение будет зависеть правильность формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, а в итоге и сумма налоговых обязательств.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: