Прямые и косвенные налоги — примеры и отличия систем налогообложения

Кто такие налогоплательщики

Транспортный налог

Налогоплательщик – тот, кто платит налоги. Как известно, налоги касаются практически каждой сферы нашей жизни, поэтому невозможно найти человека, который их не платит.

Расчёт налогоплательщиков-автомобилистов производится на основании имеющихся об их транспорте, сведений. Они поступают в налоговую службу после постановки машины на учёт в ГАИ. Юридические лица должны вносить пошлину и авансовую часть самостоятельно, не дожидаясь, пока напомнит налоговая.

Налог для физических лиц исчисляется по формуле — налоговая база умножается на соответствующую ей ставку. Из этого и получается стоимость, которую нужно оплатить налогоплательщику.

Для юридических лиц рассчитывается всё иначе. В течение года производится авансовый платёж, а уже из него вычисляется сам налог. При сдаче отчёта, организация обязательно должна произвести оплату платежа.

Как становятся налогоплательщиками

Физические и юридические лица становятся налогоплательщиком, если:

  1. Объект, который возник как «транзакция», в полной мере облагается налогом, то есть плательщик должен будет его оплатить. В качестве примера можно привести недвижимость и доход, образовавшийся из продаж или услуг, предоставляемых с помощью этой недвижимости.
  2. Имеется статус, по которому идёт образование налогооблагаемого объекта. В качестве примера можно привести вменённый доход. Он формируется тогда, когда организация оформляет ЕНВД.
  3. Пользуется какими-либо ресурсами. Например, добывает полезные ископаемые, или что-то другое.

Прямой налог платят как физлица, так и юрлица. Они должны внести сумму самостоятельно, без перекладывания своих обязанностей на другое лицо.

Значение косвенных налогов для государства

Достоинством таких взносов выступает их скрытность и стабильность. Даже в условиях кризиса население продолжает приобретать изделия, с включенной в их стоимость надбавкой. В сложной финансовой ситуации в РФ косвенные налоги помогают рационально увеличивать госбюджет. Такие взносы не влияют на чистую прибыль предприятия, однако с их учетом собственник вынужден повышать цену для потребителя. В результате повышения ставок это негативно отражается на населении с низким и средним уровнями дохода. Поэтому важно равномерно распределять финансовую нагрузку, например, снижая добавочную стоимость на продукцию первой необходимости. Однако в настоящее время Правительство не рассматривает такую возможность дифференцирования.

Государство с помощью косвенных налогов стимулирует собственное производство, увеличивая или сокращая ставки в отдельных экономических отраслях. Акцизные взносы способны ограничивать поступление на рынок определенных товаров. Для стимулирования развития и поддержки предпринимательства государство вводит спецрежимы, освобождающие от внесения НДС — ЕНВД (вмененку), упрощенное, патентное налогообложение. Этот взнос могут не вносить предприниматели, чья выручка за 3 месяца составила менее 2 млн рублей.

Косвенные налоги в мировой практике выступают одной из наиболее эффективных мер увеличения бюджетных средств. Россия в данном случае не исключение. Один только НДС в РФ обеспечивает четверть начислений в бюджет. Однако важно учитывать, что такое налоговое бремя фактически ложится на конечного потребителя, и прежде доступная продукция становится для него не по карману.

Что означает понятие «транспортный налог»

В Налоговом кодексе России прописана вся подробная информация по налоговым терминам и ставкам. По этой теме в нём имеется даже целый пункт. В России каждый из субъектов может применять свои правила и условия, менять ставки и проценты.

В каждом субъекте РФ имеется государственный орган, который принимает следующие решения:

  • какого числа оплачивать сбор;
  • какой процент будет вычтен;
  • какие льготные категории будут применены как для граждан РФ, так и для транспорта;
  • в каком порядке будет внесена оплата.

Транспортный налог начинает начисляться сразу же, как только куплена машина. В Кодексе можно найти список, в котором будут указаны все объекты, которые облагаются и не облагаются налогами.
С 2013 года налогообложение стало касаться всех граждан. Государственные органы не могут взять всю сумму расходов на дороги, поэтому гражданам приходится оплачивать некий процент, так сказать, за пользование данными услугами.

Так появляются косвенные налоги:

  1. Повышение стоимости бензина.
  2. Увеличение цен на автомобили.
  3. Сборы на ремонт дорог.
  4. Платные дороги.

Денежные средства автомобилистов откладываются в бюджет страны. Если обратиться к Налоговому кодексу, а, точнее — к главе 28, можно узнать, в каких порядке, размере и сроках нужно уплачивать налоги.

Прямые и косвенные налогов в различных странах

Соотношение различных типов налогов в различных странах может существенно отличаться. В США и Британии прямых налоговых платежей существенно больше, чем косвенных. При этом ставка подоходного выше, чем в других странах.

В Латинской Америке ситуация противоположная. Здесь основную часть составляют выплаты косвенных налогов. Их постоянное повышение является одной из причин высокой инфляции.

В России 70% налоговых поступлений — это косвенные налоги. Однако экономисты считают, что существует тенденция к тому, чтобы эти доли уравнялись.

В Германии применяется евроконтинентальная модель. Для неё характерно примерное преобладание косвенных налогов при высокой доле социальных взносов со стороны населения.

Что можно считать объектом налогообложения

В том случае, если у гражданина есть хоть одно транспортное средство, вне зависимости от его физического состояния, то он обязан оплатить налог.

Под платёж подпадают практически все категории перевозочных средств:

  1. Баржа.
  2. Трактор.
  3. Маршрутка.
  4. Вертолёт и т. д.
  5. Водный транспорт.
  6. Снегоход.
  7. Мотоцикл.
  8. Гусеничный транспорт.
  9. Легковой автомобиль.

Лодки, которые имеют не более 5 лошадиных сил налогом не облагаются. Поэтому его можно не платить.

Что влияет на размер налога

На величину транспортного налога влияют такие факторы:

  • сила двигателя;
  • категория машины;
  • продолжительность службы автомобиля;
  • регион проживания автовладельца и место регистрации самого авто.

Для расчёта имеют значение коэффициент и налоговая ставка, устанавливающаяся в каждом регионе по-своему. Если вышеуказанный перечень — величина постоянная, то коэффициент и налоговая ставка регулярно повышаются.

Коэффициент повышается лишь тогда, когда цена автомобиля превышает 3 миллиона рублей.

Льготы, которые помогают избежать налогов

В каждом регионе льготные категории могут быть различными, в зависимости от решения властей области. Часть льготников может быть освобождена от налога только частично, а некоторые граждане – полностью.

К первой категории можно отнести:

  • ветеранов войны,
  • людей, устранявших последствия аварии на Чернобыльской АС,
  • инвалидов 1 и 2 группы,
  • семьи, которые признаны многодетными.

Автовладельцы обязаны самостоятельно уведомлять налоговую службу о наличии прав на пользование льготами. Достаточно лишь обратиться в налоговую службу по месту регистрации, подать заявление, необходимые документы и ждать, пока статус обновится.
Вместе с общими льготами существуют и местные.

Они действуют в течение какого-то определённого отрезка времени:

  1. Например, в Еврейской автономной области налог был отменён для тех, кто пострадал от наводнения, в Хакасии – от пожара.
  2. Существует много регионов, где люди занимаются сельским хозяйством. Поэтому машины, принадлежащие фермам, могут частично либо полностью освободить от уплаты налогов.
  3. ИП и юридические лица в Новосибирске платят всего 10% за транспортный налог, если их автомобили ездят на природном газе.

Вносить плату необходимо каждый год до 1 декабря. Отсюда следует, что в 2021 году будет уплачено за 2021 год по тем ставкам, которые действовали в том году.

В том случае, если сбор не будет оплачен, это приведёт к определённым последствиям — будут начислены пени, а также дело могут передать судебным приставам, и уже они будут требовать оплату.

Транспортный налог прямой

Понятие «прямой налог» больше экономический термин, чем юридический. Данное налогообложение является обязательным взносом, который оплачивает каждый гражданин РФ, у которого есть в собственности недвижимость или машина. Сбор начисляется даже на земельный участок. Каждый год граждане обязаны уплачивать налоговый сбор.

«Прямым» он называется потому, что прямо прописан в Налоговом кодексе и также открыто учитывается в бюджете страны.

Благодаря этому способу сбора денежных средств, государство постепенно пополняет свой баланс.

Несмотря на установленные чёткие условия уплаты, в законодательстве имеется ещё много «дыр» для того, чтобы заинтересованные лица смогли избежать неприятной повинности. Предпринимаемые правительством меры неэффективны настолько, что в настоящее время уповать можно только на сознательность граждан.

Они должны понимать, что, даже если им во многом не нравится действующая система налогообложения, другого источника оплаты общественных нужд, до сих пор не обнаружено ни в одной стране мира.

Федеральные налоги

Данные сборы подлежат исчислению и уплате на всей территории России. Они устанавливаются и регулируются федеральным законодательством, по ряду оценок являются ключевыми с точки зрения формирования доходов бюджета страны, во многом определяют стабильность экономики, являются значимым ресурсом для поддержки региональных и местных бюджетов посредством дотаций, субвенций и иных механизмов финансирования. К федеральным налогам и сборам относятся:

  • НДС;
  • акцизы;
  • налог на прибыль;
  • НДФЛ;
  • взносы в государственные фонды;
  • пошлины;
  • налог на недропользование;
  • налог на пользование биологическими ресурсами;
  • лесной, водный налоги;
  • лицензионные сборы.

    Налоговый Кодекс классификация налогов

Отметим, что перечень федеральных налогов, как тех, что представлены на других уровнях, может периодически корректироваться регулирующим законодательством.

Транспортный налог косвенный

Косвенный налог образуется за счёт установки к имеющимся ценам товаров и услуг, надбавки.

Так появились:

  • акцизы – фиксированный сбор, значение которого устанавливается государством в соответствии с типом товара;
  • НДС – налог на добавленную стоимость; здесь объектом налогообложения становится реализация товаров и услуг.

НДС начисляется на каждый товар. В современной России применяется три вида налоговых ставок НДС – 18%, 10% и 0%.

Налог называется косвенным, так как его платит не собственник продукции, а третьи лица, то есть — покупатели товара. Поэтому юридическое лицо, как налогоплательщик, обязан собирать косвенный налог с покупателей, чтобы не уплачивать его из своих собственных средств.

Плательщик может снизить свою налоговую нагрузку.

Происходит это следующим образом:

  1. НДС или Акциз включается в стоимость товара. Таким образом, фактически его платит покупатель продукта.
  2. НДС и Акциз оплачивается при покупке товара у других поставщиков. Субъект сам платит за проданные товары, расчёт вычисляется из их стоимости.

Для того чтобы было более понятно, можно рассмотреть наглядный пример. Некая компания, назовём её ООО «Остров» занимается оптовыми поставками груш. Цена — 95,5 рублей за кг. В свою очередь, организация ООО «Север-Юг» покупает их уже с учётом 18% – это НДС. То есть, получается, что груши стоят уже 112,69 за кг.

Затем ООО «Север-Юг» выкладывает фрукты на прилавок и продаёт покупателям по 132,97 за кг. В данную стоимость входят уже и стоимость за груши и НДС 18%.

оплачивает налог государству в размере 17,19 рублей за кг груш. Таким образом, фирма может уменьшить налог на тот, что был включён в стоимость груш. То есть компания будет должна государству с кг груш 3,09 рублей.

Если обратить внимание на собственную налоговую нагрузку, то она будет нулевой. Получается, что денежный приход составляет 132,97, а расход 95,5. Это означает, что разница получается 37,47 рублей. Именно эту сумму и заработала бы компания, если бы ей не пришлось платить налоги. Таким образом, видно, что плательщик платит НДС косвенно, то есть, не неся финансовой нагрузки.

Сравнительный анализ

Как мы отметили выше, налоги бывают прямыми и косвенными, то есть разделяются по способу изъятия налоговых обязательств у плательщиков. Однако, помимо особенностей изъятия обязательств, КН и ПН имеют множество дополнительных отличий.

Так, например, ПН собираются в бюджете государства с большими затруднениями. То есть по имущественным и доходным обязательствам имеются большие задолженности за налогоплательщиками. Помимо уклонения от уплаты, некоторые экономические субъекты умышленно занижают налогооблагаемую базу, чтобы снизить размеры платежей.

Однако имущественные и доходные сборы оправданны, так как взимаются с конкретного объекта. Сумма рассчитывается в зависимости от объема налогооблагаемого объекта, выраженного в денежном эквиваленте.

А вот КН не оправданны, они устанавливаются в виде торговой наценки, которой могло и не быть. В то же время проблем с уплатой таких обязательств возникает намного меньше. Следовательно, КН довольно быстро собираются, что позволяет направлять денежные средства на бюджетные расходы. Отметим, что объем и процентное соотношение прямых и косвенных налогов регулируются на законодательном уровне. Это позволяет своевременно сокращать разницу между доходной и расходной частями бюджета.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: