Налоговая проверка по налогу на имущество организаций


Декларация по налогу на имущество включает в себя:

  • титульный лист;
  • раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным налогоплательщика»;
  • раздел 2 «Определение налоговой базы и исчисление суммы налога в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства»;
  • раздел 3 «Определение налоговой базы и исчисление суммы налога за налоговый период по объекту недвижимого имущества иностранной организации, не относящемуся к ее деятельности в Российской Федерации через постоянное представительство».

Декларация имеет сквозную нумерацию страниц. Нумерация ведется начиная с титульного листа, вне зависимости от количества листов конкретных разделов декларации.

В верхней части каждой страницы указывают идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП) организации. В декларации не приводится наименование и номер налогового органа, в который представляется декларация по налогу на имущество, а дается только его код.

В каждую строку по соответствующей графе заносится только один показатель. Если данные для заполнения показателя отсутствуют, делают прочерк по всей длине показателя.

Все значения стоимостных показателей декларации даются в полных рублях.

Значения менее 50 коп. отбрасываются, а 50 коп. и более округляются до полного рубля.

Текстовые показатели в ячейках вписывают слева направо заглавными буквами. Целые числовые показатели – также слева направо, при этом в последних пустых ячейках ставится прочерк.

В декларации не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства.

На каждом листе декларации указывается ИНН и КПП организации. Ячейки, отведенные для ИНН, заполняются слева направо. Поскольку ИНН организации состоит из 10 цифр, в двух последних ячейках, оставшихся свободными, ставится прочерк.

Об этом сказано в пунктах 1.1, 2.3–2.8 Порядка заполнения декларации, утвержденного приказом № ММВ-7-11/895.

Проверять декларацию по налогу на имущество за 2021 год будут по новым контрольным соотношениям

С отчета за налоговый период 2021 года применяется обновленная форма декларации по налогу на имущество организаций, утв. Приказом ФНС России от 28.07.2020 N ЕД-7-21/[email protected]

В связи с этим ФНС России Письмом от 30.09.2020 N БС-4-21/[email protected] направила новые контрольные соотношения показателей для обновленной формы декларации. В новых КС из-за «коронавирусных» новшеств в заполнении декларации по налогу на имущество предусмотрена дополнительная проверка строки 110 в разделе 3 декларации по налогу на имущество.

Если организация освобождена от уплаты налога (авансовых платежей по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2021 года, в первой части строки 110 должен быть проставлен один из кодов налоговой льготы согласно Приложению N 6 Порядка заполнения декларации по налогу на имущество организаций (2010501, 2010502, 2010503, 2010504). Во второй части показателя приводятся нули. В строке 120 отражается исчисленная сумма авансового платежа по налогу за период владения объектом с 1 апреля по 30 июня 2021 года.

Если организация освобождена от уплаты налога (авансового платежа по нему) за указанный период и законом субъекта РФ для данной категории налогоплательщиков установлена льгота в виде уменьшения подлежащей уплате суммы исчисленного налога, заполнять эти строки надо следующим образом. В первой части строки 110 указывается один из кодов налоговой льготы согласно Приложению N 6 Порядка заполнения декларации по налогу на имущество организаций (2010505, 2010506, 2010507, 2010508). Во второй части показателя отражается номер или буквенное обозначение соответствующей структурной единицы (статья, часть, пункт, подпункт, абзац, иное) закона субъекта РФ, которым установлена льгота в виде уменьшения налога. В строке 120 отражается исчисленная сумма налоговой льготы (в том числе с учетом суммы авансового платежа за период владения объектом с 1 апреля по 30 июня 2021 года.).

Если организация не использует вышеуказанные льготы или региональную льготу в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, то показатель раздела 3 строки 110 должен оставаться нулевым.

При несоблюдении вышеуказанных правил заполнения декларации налоговый орган в рамках камеральной проверки направит налогоплательщику требование о представлении в течение пяти дней пояснений или внесении соответствующих исправлений в установленный срок. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика установлен факт нарушения законодательства о налогах и сборах, составляется акт проверки согласно ст. 100 НК РФ.

На заметку: о новшествах по налогу на имущество (и не только!) расскажет Марина Климова на встрече «Новации для бухгалтера в 2021 году» 25 ноября 2021 года.
Читайте подробнее

Титульный лист

На титульном листе указывают:

  • номер корректировки (для первичной декларации – «0–», для уточненной – «1–», «2–» и т. д.);
  • отчетный год, за который подается декларация;
  • код налоговой инспекции;
  • код места представления отчетности (в соответствии с приложением 3 к Порядку заполнения декларации, утвержденному приказом № ММВ-7-11/895);
  • полное наименование организации;
  • код вида экономической деятельности согласно классификатору ОКВЭД;
  • код формы реорганизации и ИНН/КПП реорганизуемой организации, если имела место реорганизация (приложение 2, п. 2.8 и подп. 1 п. 3.2 Порядка заполнения декларации, утвержденного приказом № ММВ-7-11/895);
  • номер контактного телефона организации;
  • количество страниц, на которых составлена декларация;
  • количество приложенных к декларации листов подтверждающих документов (их копий), включая документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителя организации, который сдает декларацию.

Титульный лист должен содержать дату заполнения отчетности, а также подпись лица, заверяющего достоверность и полноту приведенных в ней сведений.

Если это руководитель организации, то приводится его фамилия, имя и отчество, личная подпись, заверенная печатью организации. При этом в разделе титульного листа «Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящей Декларации, подтверждаю» проставляется «1».

Если это представитель организации, в разделе титульного листа «Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящей Декларации, подтверждаю» проставляется «2». При этом представитель ставит личную подпись, указывает фамилию, имя и отчество, а также вид документа, подтверждающего его полномочия, – доверенность от имени организации. Если представитель – сторонняя организация, то приводится ее наименование, фамилия, имя и отчество сотрудника, который уполномочен заверять отчет от ее лица. Декларацию в этом случае подписывает сотрудник организации-представителя, и она заверяется ее печатью, при этом указываются документы, подтверждающие полномочия организации-представителя (например, договор).

Такой порядок предусмотрен разделом III Порядка заполнения декларации, утвержденного приказом № ММВ-7-11/895.

На титульном листе декларации, которая подается в ИФНС по местонахождению территориально удаленных объектов недвижимости, должен быть КПП:

  • присвоенный организации по месту госрегистрации, если такой объект числится на балансе организации;
  • присвоенный подразделению с отдельным балансом, если такой объект числится на балансе подразделения.

При заполнении других разделов указывается КПП, присвоенный организации (подразделению) той налоговой инспекцией, в которую направляется отчет.

Об этом сказано в пунктах 2.7, 3.2 Порядка заполнения декларации, утвержденного приказом № ММВ-7-11/895.

Раздел 1

Этот раздел заполняется следующим образом:

  • по строке 010 указывается код ОКАТО по Общероссийскому классификатору, утвержденному постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 г. № 413. В последние незаполненные ячейки вписывают нули;
  • по строке 020 – КБК по налогу на имущество;
  • по строке 030 – сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по кодам КБК и ОКАТО, указанным по строкам 010–020 соответствующего блока. Порядок расчета этого показателя содержится в подпункте 3 пункта 4.2 Порядка заполнения декларации, утвержденного приказом № ММВ-7-11/895. Если полученное значение отрицательное, по строке 030 ставится прочерк;
  • по строке 040 – сумма налога к уменьшению по итогам налогового периода. Этот показатель представляет собой разницу между суммой налога за налоговый период и суммами авансовых платежей по налогу (за минусом суммы налога, уплаченной за пределами территории России в отношении имущества, принадлежащего российской организации, расположенного на территории другого государства). Если полученное значение отрицательное, оно приводится без знака «минус», а если положительное, то принимается равным нулю.

Раздел 1 заполняется отдельно в отношении сумм налога, подлежащих уплате в бюджет:

  • по местонахождению организации (месту осуществления деятельности иностранной организации через постоянное представительство);
  • по местонахождению обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
  • по местонахождению недвижимого имущества.

При этом учитываются особенности бюджетного устройства регионов, в которых находится недвижимость.

Раздел 1 должен подписать руководитель организации или другое уполномоченное лицо. Также необходимо поставить дату составления отчетности.

Такой порядок предусмотрен пунктом 2.4 и разделом IV Порядка заполнения декларации, утвержденного приказом № ММВ-7-11/895.

Льготы по налогу на имущество организаций

При проверке правильности применения налоговых льгот по налогу на имущество организаций (в соответствии со ст. 381 НК РФ) следует учитывать особенности их применения.

Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы вправе применять налоговую льготу по п. 1 ст. 381 НК РФ в отношении всего имущества, которое находится у них на балансе на праве оперативного управления.

В частности, это касается имущества Федеральной службы исполнения наказаний и ее территориальных подразделений, на что указывают и контролирующие органы (Письма Минфина России от 07.09.2009 N 03-05-04-01/71, ФНС России от 03.11.2009 N ШС-22-3/[email protected]).

Налоговая льгота для религиозных организаций не распространяется (Письма Минфина России от 07.06.2011 N 03-05-05-01/37, ФНС России от 11.10.2011 N ЗН-4-11/[email protected]):

  • на имущество, которое не используется для осуществления религиозной деятельности;
  • на основные средства религиозного назначения, принадлежащие религиозной организации, которые полностью используются в иной деятельности. При этом если для осуществления нерелигиозной деятельности передана лишь часть указанного имущества, то право на освобождение от уплаты налога сохраняется по объекту в целом.

Правом на льготу по налогу на имущество общероссийских общественных организаций инвалидов пользуются также их региональные отделения.

Более того, данной льготой вправе пользоваться не только организации инвалидов общероссийского уровня, но и иные общественные организации инвалидов независимо от территории их деятельности — межрегиональные, региональные, местные (п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 N 148). Льгота применяется, только если указанные общероссийские общественные организации инвалидов на 80% состоят из инвалидов и их законных представителей (п. 3 ст. 381 НК РФ).

Перечень организаций, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, утвержден Постановлением Правительства РФ от 13.10.1995 N 1012.

В отношении налоговой льготы, указанной в п. 5 ст. 381 НК РФ, следует уточнить, что памятниками истории и культуры признаются не только объекты недвижимого имущества, но и связанные с ними произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, науки и техники, а также иные предметы материальной культуры (ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

Льгота по налогу на имущество распространяется на все объекты, включенные в состав памятника (Письмо Минфина России от 08.12.2009 N 03-05-04-01/99). Однако п. 5 ст. 381 НК РФ освобождает от налога на имущество только федеральные памятники истории и культуры.

Льготы в отношении объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) уровня могут устанавливать субъекты РФ (абз. 2 п. 2 ст. 372 НК РФ).

Раздел 2

Его заполняют и сдают российские организации и иностранные организации, имеющие в России постоянные представительства. Раздел 2 нужно представить отдельно в отношении:

  • имущества, налог по которому уплачивается по местонахождению организации (постоянного представительства иностранной организации);
  • имущества каждого обособленного подразделения российской организации с отдельным балансом;
  • недвижимого имущества, которое расположено вне местонахождения российской организации (обособленного подразделения российской организации с отдельным балансом);
  • имущества, при налогообложении которого применяются разные налоговые ставки;
  • недвижимого имущества, входящего в Единую систему газоснабжения;
  • каждого объекта недвижимого имущества, одновременно расположенного на территории разных субъектов РФ;
  • каждого объекта недвижимого имущества, одновременно расположенного на территории субъекта РФ и в территориальном море РФ (на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации);
  • имущества, принадлежащего российской организации, расположенного на территории другого государства, где уплачен налог с него;
  • имущества, льготируемого по конкретной налоговой льготе (за исключением налоговых льгот в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, и налоговой льготы, установленной в виде понижения налоговой ставки);
  • имущества резидента особой экономической зоны в Калининградской области, которое он создал или приобрел при реализации инвестиционного проекта.

При составлении раздела 2 указывается код вида имущества, в отношении которого он заполняется:

  • по недвижимому имуществу, входящему в Единую систему газоснабжения, – «1»;
  • по каждому объекту недвижимого имущества, одновременно расположенного на территории разных субъектов РФ либо на территории субъекта РФ и в территориальном море РФ (на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ), – «2»;
  • по имуществу, принадлежащему российской организации, расположенному на территории другого государства, где уплачен налог с него, – «4»;
  • по имуществу, созданному или приобретенному резидентом особой экономической зоны в Калининградской области, – «5»;
  • по другим категориям имущества – «3».

В разделе 2 по строкам 020–140 в графах 3–4 указывается остаточная стоимость основных средств (в том числе стоимость льготируемого имущества) за отчетный период. Включаются в декларацию только те основные средства, которые признаются объектом налогообложения. Имущество, таковым не являющееся (в частности, движимое имущество, принятое к учету в 2013 году), в декларации не отражается.

По строке 141 из общей остаточной стоимости основных средств нужно выделить остаточную стоимость объектов недвижимого имущества.

По строке 150 приводится среднегодовая стоимость имущества за налоговый период, определенная делением суммы строк 020–140 графы 3 на 13.

Если организация пользуется льготой, то по строке 160 записывают код льготы, установленный в приложении 6 к Порядку заполнения декларации, утвержденному приказом № ММВ-7-11/895.

Об этом сказано в пунктах 5.1–5.3 Порядка заполнения декларации, утвержденного приказом № ММВ-7-11/895. Аналогичные разъяснения даны в письмах ФНС России от 12 февраля 2013 г. № БС-4-11/2301, от 13 марта 2012 г. № БС-4-11/4175.

Перечень показателей

Стоит отметить, что в письме ФНС от 25 мая 2021 года № БС-4-21/[email protected] приведен полный перечень отчетных показателей, правильность заполнения которых можно проверить. Так, предлагается проверить заполнение показателей: ОКТМО, код вида имущества, ИНН, КПП, КБК, налоговая ставка, код льготы и налогового органа, номер корректировки, код периода и другие. Что касается анализа суммовых показателей, то здесь основное внимание уделяется сумме налога, подлежащей уплате в бюджет, а также размеру вычета к уменьшению. Предложено также проверить данные для расчета среднегодовой стоимости имущества за налоговый период с контролем входящих остатков и их соответствия декларациям за предыдущие периоды. Остаточная стоимость основных средств, признаваемых объектом налогообложения, также может быть проверена с помощью указанных формул. При этом каждый из объектов должен содержать свой инвентарный номер, а также, при наличии, кадастровый. Отдельно контролируются расчет налоговой базы, сумма авансовых платежей за отчетный период, не отрывать предлог также размер льготы, уменьшающий налоговую базу.

Надеемся, что налоговики не остановятся на достигнутом и расскажут об аналогичных проверочных инструментах по другим налогам. В этом случае у организаций практически не будет возможности совершить ошибку при формировании отчетности.

Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении! Подпишитесь на Наши новости в Яндекс Дзен!

Подписаться

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: