Расчет лимита кассы на 2021 год


Уменьшение и отзыв ЛБО

Бюджетные обязательства — это деньги, выделенные и доведенные казенным учреждениям (КУ) для исполнения государственных и муниципальных закупок. В совместном письме Минфина №02-13-10/141 и ФК РФ №42-7.4-05/2.3-41 от 21.01.2013 дается определение, что такое контрактация бюджетных средств — заключение получателями денег из бюджета контрактов по принципам российского законодательства. То есть контрактация ЛБО показывает процентное соотношение сумм контрактов и объемов выделенных ЛБО.
Учреждения закупают по 44-ФЗ нужные им товары, работы или услуги за счет выделяемых и утверждаемых на каждый финансовый год денег из бюджета страны. Но они не имеют права использовать средства сверх установленных для них лимитов. Устанавливает их ГРБС. Если до начала нового отчетного (финансового) периода Министерство финансов не составило роспись бюджета, то подведомственные учреждения получают информацию:

  • об отсрочке;
  • уменьшении ЛБО;
  • о сроке уменьшения.

В ст. 161 БК РФ указано, вправе ли ГРБС отзывать ЛБО у бюджетных учреждений — нет: лимиты выделяют только казенным организациям, соответственно, и отзывают только у них (п.6 ст.161 БК РФ).

ЛБО уменьшают и в связи с низким уровнем финансовых поступлений от налогоплательщиков в казну, причем уменьшают как на государственном, так и на муниципальном уровне. По БК РФ, сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых денежных обязательств — это блокировка расходов (п.1 ст. 231 БК РФ). ЛБО блокируют 31 декабря по причине окончания финансового года.

Отзыв лимитов бюджетных обязательств и приостановка операций на лицевых счетах учреждений происходят, если у организации-заказчика есть неиспользованный остаток доведенных ранее лимитов (непринятые обязательства), и она не освоила выделенные деньги.

Бюджетное обязательство в ЕИС формируется на основании извещения о проведении госзакупки (Письмо Минфина РФ №07-04-05/14-15692 от 25.07.2018). Постановка БО на учет производится территориальными органами ФК (ТОФК).

Приказ о лимите кассы на 2021

Существуют нормы Центробанка РФ о порядке установления этого параметра. Вычисляется он по стандартам, описанным в Указании ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций…».

С 30 ноября прошлого года указание действует в новой редакции от 05.10.2020 № 5587-У. Изменения коснулись порядка внесения и изъятия наличных, правил операций с подотчетными суммами, отмены трехдневного срока представления авансового отчета и др.

Лимиты денежных средств в кассе устанавливаются распорядительным документом. Разница между поступлениями и списаниями влияет на способ расчета. Сумма свыше этой величины сдается в банк во избежание административных санкций.

Кто должен утвердить лимит остатка кассы?

Как правило, эту операцию выполняет руководитель организации. Он же несет ответственность за нарушения наряду с главным бухгалтером.

Юридическое лицо обязано согласовать этот параметр по закону. В противном случае предприятию и должностным лицам грозят штрафы.

Как часто компания должна пересчитывать лимит кассы?

Закон не требует регулярного обновления приказа. Однако многие предпочитают установить его заново, чтобы более эффективно отслеживать движение наличных на предприятии.

Нужно ли делать это каждый год?

Если в работе организации не происходит изменений, касающихся количества денег в кассе, приказ можно утвердить один раз и придерживаться его в течение нескольких лет. Имеет значение лишь строгое соблюдение установленного лимита.

Что делать заказчику

В процессе исполнения контракта не допускается изменять его основные условия. Вот какие обязанности возникают у казенного учреждения после процедуры сокращения лимитов бюджетных средств в текущем году:

  1. Согласовать с поставщиком новые условия контракта по цене, срокам исполнения, объему поставки (п.6 ч.1 ст.95 44-ФЗ, п.6 ст.161 БК РФ).
  2. Изменить условия заключенного договора по соглашению сторон.

Поставщик вправе потребовать у казенного учреждения возмещения расходов из-за изменения проекта заказчиком, которые он понес из-за изменения условий исполнения госконтракта (Письмо Минфина №09-01-11/30530 от 16.04.2020). Для возмещения необходимо предоставить в казначейство подтверждающий факт и оплату поставки или частичной поставки в КУ товаров, работ и услуг по госконтракту.

ВАЖНО!

Учреждения, которые закупаются на основании субсидий на государственное, муниципальное задание, в обязательном порядке прописывают, включают в договоры условия о возможности изменения по соглашению сторон размера и сроков оплаты и объема товаров, работ, услуг в случае, если у ПБС произойдет сокращение лимитов бюджетных обязательств, и о том, как производится оплата заключенных контрактов при отзыве ЛБО (п.1, 5 ст.78.1 БК РФ).

Уменьшение в контракте количественных и ценовых параметров по п.6 ч.1 ст.95 44-ФЗ регламентируется Методикой, закрепленной ПП РФ №1090 от 28.11.2013. Если после изменения лимитов бюджетных обязательств по 44-ФЗ стороны не достигли договоренности о корректировке цены или количества поставляемых на основании контракта товаров, работ или услуг, применяется пункт 2 Методики. Пункты 4–7 Методики указывают, что организация-заказчик принимает решение об изменении госконтракта из-за сокращения ЛБО, базируясь на эквивалентности изменения количественных и ценовых критериев ТРУ. Правки вносят, только если контрактные отношения уже вступили в силу: контракт заключен и подписан обеими сторонами.

Все изменения оформляются в виде дополнительного соглашения сторон (п.1 ст.452 ГК РФ) и обязательно вносятся в реестр контрактов, который заказчик ведет в ЕИС (п.8 ч.2, ч.3, 7 ст.103 44-ФЗ). Сведения в реестр вносят в течение трех рабочих дней. Изменения в контракте публикуются в ЕИС в течение одного рабочего дня после даты утверждения данных изменений (ч.26 ст.95 44-ФЗ).

Минфин разъясняет, как проводить восстановление лимитов бюджетных обязательств под неисполненный контракт в текущем году (Письмо Минфина №09-01-09/49997 от 10.06.2020). Срок расчетов по переходящим госконтрактам, неисполненным в предыдущем году, увеличивается до 1 октября текущего финансового периода. Этот срок не распространяется на контракты, заключенные в текущем году из-за расторжения предыдущих.

ВАЖНО!

ПБС вправе оплатить госконтракты, не исполненные в 2021 году, за счет лимитов, доведенных в очередном периоде финансирования, то есть в 2021 году.

Дополнительное финансирование запрашивают по форме, утвержденной ГРБС. Вот примерный образец повторного запроса ЛБО у главного распорядителя:

Запрос-требование о дополнительных лимитах бюджетных обязательств

В каких случаях допускается превышение лимита кассы

Согласно законодательству, для организаций и предприятий в строго определенные дни допускается наличие кассового излишка:

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

  • если проведение кассовых операций осуществляется в выходные или нерабочие праздничные дни;
  • если планируются выплаты заработной платы, материальной, социальной помощи стипендий и т. п.

Замечание 1

На эти выплаты выделяется не более пяти рабочих дней с момента снятия денежных средств на данные цели с расчетного счета предприятия.

Любые иные обстоятельства не могут послужить оправданием для превышения кассового лимита и по этой причине неизбежно приведут к административному наказанию для компании в виде наложения штрафных санкций. Что касается выплаты штрафов, то они могут быть начислены в таких размерах:

  • в отношении юридических лиц (организаций и предприятий) могут быть назначены штрафные санкции в размерах денежной суммы от 40 до 50 тыс. рублей;
  • в отношении индивидуальных предпринимателей, а также должностных лиц (руководителя или бухгалтера) коммерческих организаций могут назначаться штрафные санкции в размерах от 4 до 5 тыс. рублей.

Можно ли заключать контракты в период отзыва лимитов

На основании изменений, внесенных 178-ФЗ в статью 72 БК РФ, у заказчиков появилась возможность заключать контракты в момент отзыва ЛБО.

По п.2 ст.72 БК РФ организация-заказчик заключает госконтракты в соответствии с утвержденными планами-графиками закупок товаров, работ, услуг и не превышая доведенные ЛБО (исключение — п.3). Если уменьшение лимитов бюджетных обязательств по 44-ФЗ или их отзыв провели, чтобы привести ЛБО в соответствие с ассигнованиями, то у заказчика появляется возможность заключить необходимые контракты в объемах, не превышающих обязательства, поставленные на учет в определенном финансовом году.

А вот как аннулировать бюджетное обязательство в ЕИС при ошибочных сведениях:

Шаг 1. Перейти в личный кабинет заказчика в Единой информационной системе.

Шаг 2. Найти карточку нужного контракта.

Шаг 3. Выбрать вкладку «Документы» и действие «Аннулировать».

После аннулирования сформируется новая версия сведений о БО и отобразится страница сведений об обязательствах бюджета.

Как рассчитать лимит кассы на 2021 год

Установленные законом нормы предполагают определенную методику расчета.Существует две формулы. Применение одной из них зависит от особенностей работы компании.

Если организация часто списывает наличные, но редко вносит их, лимит остатка наличных денег в кассе рассчитывается исходя из объема трат.

В тех случаях, когда компания больше приходует средств, чем расходует, расчет осуществляется исходя из объема поступлений.

Формула определения лимита из объема поступлений

Величины:

  • КП — объем поступлений;
  • Ч — число рабочих дней;
  • П — периодичность сдачи денег в банк.

Какой брать период для расчета? Порядок вычислений предполагает, что параметр Ч не должен быть более 92.

Определение лимита выполняется по следующей формуле:

КП ÷ Ч × П

Пример расчета

Берем расчетный период на торговом предприятии: 1 августа–20 октября 2021 года. При ежедневной работе компании это 81 рабочий день.

Считаем поступления наличных в кассу:

август — 7 430 000 рублей; сентябрь — 7 840 000 рублей; октябрь — 6 810 000 рублей. Итого: 22 080 000 рублей.

При ежедневной сдаче выручки параметр П составит 1.

Лимит кассы организации в этом случае вычисляется так:

22 080 000 ÷ 81 × 1 = 272 593 рубля

Формула определения лимита из объема затрат

Величины:

  • КР — объем расходов за вычетом зарплат;
  • Ч — число рабочих дней;
  • П — периодичность внесения денег в кассу с расчетного счета.

Формула вычисления лимита исходя из списаний:

КР ÷ Ч × П

Пример расчета

Берём расчетный период производственной компании: 1 августа–30 сентября 2021 года. При пятидневной рабочей неделе это 43 рабочих дня.

Считаем затраты с учетом зарплат:

август — 1 350 000 рублей; сентябрь — 1 540 000 рублей. Итого: 2 890 000.

Из этой суммы нужно вычесть объем зарплат всех сотрудников:

август — 200 000 рублей; сентябрь: 287 000 рублей. Итого: 487 000 рублей.

2 890 000 ⁻ 487 000 = 2 403 000

Исходя из того, что снятие средств происходит один раз в пятидневную неделю, периодичность (П) равна 5. В этом случае определение лимита из объема расходов выглядит так:

2 403 000 ÷ 43 × 5 = 279 419

Для вычислений также можно использовать специальные онлайн-сервисы, например калькулятор расчета лимита кассы на 2021 год.

Бланк расчета лимита кассы

Бланк расчета лимита остатка кассы в 2021

Какое наказание предусмотрено за превышение лимита кассы

В этом случае налоговые органы применяют санкции, описанные ниже:

  • Предупреждение при первом нарушении для представителей малых предприятий.
  • Штраф 4000–5000 рублей на должностное лицо и 40 000–50 000 рублей на предприятие. Санкция не касается кассира, но может относиться к главному бухгалтеру или руководителю компании.

Наказание должно последовать в течение двух месяцев с момента превышения (КоАП РФ). Если проверка обнаружит нарушение позднее этого срока, штрафы хозяйствующему субъекту не грозят за истечением срока давности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: