УЧЕТ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ, СПЕЦИАЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


Назначение карточки учета инвентаря и хозяйственных принадлежностей

Данная карточка является специализированной формой первичной учетной документации. В процессе деятельности организации сельскохозяйственного направления широко применяют различный инвентарь и хозяйственные принадлежности — такие средства труда, которые в процессе производства используются многократно, но при этом не меняют свои свойства и предназначение. Только по истечении установленного срока после начала эксплуатации они начинают терять свои технические характеристики. Например, это слесарный инструмент, инструмент для земледелия, различные приборы, производственный и хозяйственный инвентарь.

Форму карточки скачайте на нашем сайте:

Форма карточки

В карточке учета инвентаря и хозяйственных принадлежностей учитываются средства труда, срок полезного использования которых превышает 12 месяцев, а стоимость составляет не более 2 000 рублей. То есть карточка предназначена для учета малоценных основных средств. Она позволяет получать оперативные данные об укомплектованности инвентарем и хозпринадлежностями определенного производственного участка и вести надлежащий контроль за движением такого имущества.

ВАЖНО! В настоящее время ограничение стоимости инвентаря для учета в карточке (2 000 рублей), установленное еще в 2003 году, неактуально. Поэтому в карточке можно учитывать те малоценные основные средства, стоимость которых не превышает установленный учетной политикой стоимостной лимит для подобных активов.

В учете организация может использовать унифицированную форму документа либо самостоятельно разработанную, которая должна содержать обязательные реквизиты.

Какие реквизиты должен содержать первичный документ, изучите в статье «Первичные документы бухгалтерского учета — перечень».

Что такое спецоснастка

Спецоснасткой называют широкую категорию инструментов, приспособлений и оборудования, которые имеют индивидуальные свойства и характеристики, необходимые для выполнения основных видов деятельности либо для создания необходимых условий.

Спецоснастка в бухучете — это особые технические средства, которые имеют специальное назначение. В соответствии с Приказом Минфина № 135н от 26.12.2002, выделяют два ключевых вида специального оснащения.

Вид Определение Примеры
Специальные инструменты и приспособления Технические средства, которые наделены индивидуальными характеристиками или уникальными свойствами и которые создают специальные условия, необходимые для производства продукции или осуществления конкретного вида деятельности. Инструментарий, прокатные валки, пресс-формы, штампы и прочее.
Специальное оборудование Особые средства труда, используемые в производстве многократно, обеспечивающие условия для выполнения специфических этапов производства (деятельности). Узкопрофильное промышленное оборудование (химическое, сварочное, термическое, металлообрабатывающее), оборудование для получения атомной энергии, авиационное оборудование и прочее.

В то же время инструменты и приспособления, используемые в производстве стандартных категорий продукции или для осуществления стандартных видов деятельности, не признаются специальными. Такие указания закреплены в п. 4 Приказа Минфина № 135н.

Также оборудование, которое применяется для осуществления стандартных операций по производству, созданию, переработке и прочих неспецифических операций, нельзя относить к спецоснастке (п. 6 Приказа № 135н).

Пояснения по заполнению карточки

Для внесения данных в карточку инвентарь и принадлежности следует сгруппировать по однотипному применению или одинаковой стоимости. В карточке указывается наименование группы имущества и ее назначение.

Карточка оформляется в одном экземпляре на каждое материально ответственное лицо. Данные по поступлению и выбытию инвентаря вносятся в карточку на основании первичных документов.

Лицевая сторона формы предназначена для указания:

  • наименования актива,
  • инвентарного номера,
  • срока эксплуатации,
  • реквизитов документа на поступление,
  • стоимости,
  • данных о выдаче,
  • корреспонденции счетов,
  • остатка матценности,
  • подписи ответственного лица.

На оборотную сторону карточки вносится информация о выбытии актива. Выбытие производится на основании решения специальной комиссии и оформляется актом.

Как оформляется акт списания, посмотрите в статье «Акт на списание основных средств — образец заполнения».

О бухгалтерском учете МПЗ строительной организации

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Ольга Шпилевая и Вячеслав Горностаев рассказывают об отражении в бухгалтерском учете строительной организации операций, связанных с поступлением и списанием в производство инструментов, приспособлений и хозяйственного инвентаря.
В соответствии с абзацем четвертым п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (далее — ПБУ 6/01) основные средства стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов (далее — МПЗ).

Если учетная политика организации содержит такие положения, то учет материально-производственных запасов ведется в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н (далее — ПБУ 5/01).

Оценка приобретенных организацией МПЗ производится в соответствии с разделом 2 ПБУ 5/01. На основании п. 5 ПБУ 5/01 МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (первоначальной стоимости). На основании п. 6 ПБУ 5/01 фактической себестоимостью МПЗ, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденному приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее — План счетов), для обобщения информации о наличии и движении МПЗ используется счет 10 «Материалы».

При списании инструментов, приспособлений, инвентаря и другого неамортизируемого имущества в производство их оценка отражается по дебету счетов учета затрат (20, 23, 25, 26, 44) в корреспонденции с кредитом счета 10 «Материалы» (пункты 5, 7, 8 ПБУ 10/99, План счетов).

Согласно п. 8 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (далее — ПБУ 10/99) при формировании расходов по обычным видам деятельности организация должна обеспечить их группировку по элементам затрат.

В элемент «Материальные затраты» включаются расходы, связанные с приобретением и использованием МПЗ (п. 7 ПБУ 10/99).

В общем случае при отпуске инструментов, приспособлений, инвентаря и другого неамортизируемого имущества в производство организация самостоятельно определяет способ списания их стоимости (п. 16 ПБУ 5/01, п. 73 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н), который отражается в учетной политике организации.

Согласно п. 18 ПБУ 10/99 расходы в бухгалтерском учете признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств, по мере отпуска МПЗ в производство.

В то же время согласно требованиям п. 5 ПБУ 6/01 в целях обеспечения сохранности имущества при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за его движением. С этой целью учетной политикой должен быть установлен порядок учета таких объектов после ввода их в эксплуатацию.

В бухгалтерском учете строительной организации, в частности, могут применяться положения:

— письма Минфина России от 30.12.1993 № 160 «Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций» (далее — Письмо № 160);

— Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 (далее — МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 (в частности, в Приложении № 4 Методики приведен примерный состав затрат при определении сметной стоимости объектов жилищного строительства, осуществляемого в микрорайонах, кварталах городов, поселках городского типа и сельских населенных пунктах, а также на отдельных участках).

Согласно п. 3.1.1 Письма № 160 (в соответствии с письмом Минфина России от 15.11.2002 № 16-00-14/445 Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций применяется в части, не противоречащей более поздним нормативным документам по бухгалтерскому учету) в бухгалтерском учете затраты по строительству объектов группируются по технологической структуре расходов, определяемой сметной документацией. В этом же пункте приведена и рекомендуемая структура расходов, на основе которой может быть построен аналитический учет капитальных вложений.

Отметим, что аналитический учет капитальных вложений может быть организован по:

— объектам;

— подрядчикам (а также работам, выполняемым хозяйственным способом);

— договорам (контрактам) и этапам выполнения работ;

— разделам (главам) сводного сметного расчета;

— отдельным видам расходов (группам расходов), предусмотренных сметами (договорами).

Учитывая изложенное, организация вправе установить в учетной политике порядок аналитического учета при строительстве объектов.

После утратившего силу «специального строительного» ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство», утв. приказом Минфина Росиии от 20.12.1994 № 167, регламентировавшего в том числе порядок бухгалтерского учета заказчиков-застройщиков, новое Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», утв. приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н (далее — ПБУ 2/2008) не применяется заказчиками, застройщиками, инвесторами (Заказчиками).

Положениями ПБУ 2/2008 должны руководствоваться организации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ и выступающие в качестве подрядчиков либо в качестве субподрядчиков в договорах строительного подряда, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года (долгосрочный характер) или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы при формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о доходах, расходах и финансовых результатах.

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Общая информация

Документ предназначен для учета отпуска работникам инструментов, хозяйственных принадлежностей или инвентаря. Для таких объектов срок полезного использования должен составлять до 12 месяцев. На основании данной ведомости выдают или получают матценности в местах хранения и относят их на расходы производства.

Для выявления момента погашения стоимости во время передачи объектов в эксплуатацию в учетной политике компании важно выделить их виды. Получается следующий список:

  • предметы многоразового и индивидуального применения — их нужно списывать в полной стоимости как затраты;
  • хозпринадлежности — по ним компания обозначает лимит за единицу и списывает как затраты в полном объеме;
  • предметы, которые применяют повторно, — списывают по стоимости, сниженной на стоимость их нормативного возможного применения;
  • предметы для сезонного применения — списывают на расходы по рассчитываемой на основании оставшегося периода их применения в отчетном году стоимости.

После того как предметы со склада были переданы в использование, контроль за их движением и соблюдением пределов использования целесообразно производить в оперативном порядке.

К сведению! Ведомость учета выдачи инвентаря и хозяйственных принадлежностей заполняется в двух экземплярах. Первый должен остаться у работника, получившего матценности с распиской об их передаче материально ответственным лицом, а второй — у материально ответственного лица с распиской получившего о приеме объектов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: